Приложение МААМ

Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм» (11 фото)

Хазинкина Марина Николаевна
Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема :«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность темы …

2. Теоретическое обоснование …

3. Технология опыта ….

4. Работа с родителями ….

5. Выводы ….

Список литературы….

1. Актуальность.

Публикация «Педагогическая работа „Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм“» размещена в разделах

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, еще и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека».

Дети в возрасте от двух лет- самые разговорчивые. А. К. Маркова отмечала, что в этот период дошкольники обладают двумя видами речи: «для нас» и «для себя». Речью «для нас» ребенок пользуется, когда говорит со взрослым, речью «для себя», когда самостоятельно играет и разговаривает со своими игрушками. На этом этапе ребенок испытывает недостаток словарного материала. Его необходимо пополнять.

Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества в семьях практически не используются. А именно фольклор в речевой деятельности ребенка является залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе. Большое количество детей в 2-3 годам еще очень плохо говорят. Я пришла к выводу, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. В этом и состоит актуальность опыта.

Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»

2. Теоретическое обоснование.

Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

По данным А Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности.

Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. И поэтому я решила заняться опытом работы с детьми в этом направлении.

3. Технология опыта.

Каждый год, когда я набираю группу малышей, сталкиваюсь с проблемой. Дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут плодотворно общаться друг с другом. Поэтому я построила работу в три этапа:

1 этап – изучение литературы, диагностика, составление планов, подбор материала.

2 этап -этап «вхождения» в народное искусство, практического знакомства с ней.

3 этап -интенсивное освоение фольклорных традиций, подведение итогов работы с детьми и родителями

Поставила перед собой цели:

-Создать условия для развития коммуникативных навыков детей.

-Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

-Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.

- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

-Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

-Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

- Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

-Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

-Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.

Работу с детьми в данном направлении я начала с диагностики развития в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в виде наблюдений, бесед, игровой деятельности.

Далее я обратилась к литературным источникам, которые помогли мне составить конкретный план по развитию речи детей, определив наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханёвой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей».

Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать особые условия, развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы я включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д.

Фото «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»

На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста их я и использовала со своими детьми.

Применение фольклорного материала в работе с детьми раннего возраста я начал с первых дней жизни малыша в детском учреждении.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. А потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится. Их я использовала в каждом режимном моменте.

Педагогическая работа - фото
Фото №1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм СОДЕРЖАНИЕ Фото №2 Актуальность темы Фото №3 Теоретическое обоснование

Ребята реагируют на потешки неодинаково. Тех детей, которые не реагируют и не успокаиваются, я привлекаю к играм в сопровождении потешек. Сажаю ребенка на лошадку и приговариваю :

- Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

Учитываю индивидуальные особенности детей,чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки.

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают в этот режимный момент чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Готовя детей ко сну я ласково убаюкивающе говорю:

- Вот и люди спят,вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,лисы спят на горочках, и т. л.

Фото №4 Технология опыта

С течением некоторого времени я заметила, благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их и вводят в свою речь. Качая куклу, девочки повторяют: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Фото №5 Работа с родителями

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего мальчика поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появляется бабушка- забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.

Часто применяю театрализацию сказок в виде кукольного театра, как один из эффективных приемов развития речи детей. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

В младшей группе с детьми пробуем инсценировать сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

Фото №6 Список литературы Фото №7 Духовность надо воспитывать с раннего детства

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

На третьем этапе я увидела, как дети используют полученные навыки в самостоятельной деятельности. Они убаюкивают своих кукол, напевая им колыбельные, играли в кукольный театр, инсценировали сказки, вытягивали репку, превращались в курочку рябу, бабушку и дедушку.

Проведя повторную диагностику детей на конец года, мы увидели, что показатели изменились в лучшую сторону. На конец учебного года дети могут: • играть рядом, не мешая друг другу, подражать действиям сверстников;

• эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям,

• самостоятельно выполнять игровые действия с предметами,

• использовать в игре замещение недостающего предмета;

• общаться в диалоге с воспитателем;

• в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия;

• следить за действиями героев кукольного театра;

4. Работа с родителями

Работу по формированию речевых умений и навыков детей выстроила в тесном взаимодействии с родителями. В первой младшей группе я разработала перспективный план по формированию культурно – гигиенический навыков у детей младшего дошкольного возраста на основе фольклора. На родительском собрании я ознакомила родителей с планом работы.

Благодаря родителям в группе обогатилась развивающая ППС новыми атрибутами для игр, шапочками, масками, атрибутами для кукольного театра и пальчикового театра. В родительском уголке, я вывешиваю тексты потешек, песенок, колыбельных, для того чтобы родители вместе с детьми повторяли их дома. К концу года мои дети вместе с родителями выучивают большое количество прибауток, поговорок, потешек. Родители принимали активное участие в мини проектах, фотовыставках, досугах и развлечениях. Для родителей были проведены консультации, как индивидуальные, так и групповые. Изготовлены памятки и буклеты. Информационные стенды обновлялись каждую неделю в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ. Также для родителей постоянно функционировала библиотека по интересующим темам.

Фото №8 Поэтому фольклор это не просто наше наследие но наряду с православием еще и та основа основ на которой держится нравственность русского человека

Выводы.

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству (фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного произношения слов, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, поговорками,

колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставило подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети, которые боялись участвовать в инсценировках сказок, к концу года могли уже участвовать без стеснения в инсценировках.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Однако еще предстоит глубокая работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогут произведения русского народного творчества.

Список литературы.

1. От рождения до школы. / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой, Мозаика- Синтез, М., 2016

2. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки

// Сост. Г. Науменко, М., 1989

3. Музыкально –дидактические игры для детей дошкольного возраста.

З. Я. Роот

4. Гербова В. В. Развитие детей в младшей разновозрастной группе

(2-4 года)// ребенок в детском саду. - 2001.-№ 1

5. Ребенок и книга // Л. М. Гурович –Спб. :1999

6. Детские частушки, шутки, прибаутки//Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова.

Ярославль: академия развития, 1997.- 224с.

7. http: www.trizminsk.orq/ - Страна сказок.

8. http: www. Loq-center.ru/- Развитие и коррекция речи

9. http:www/it-n.ru/board/a spx/cat- Загадка в работе с детьми

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»
Опубликовано: 8 января 2022 в 01:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»» (включая файлы) размещена пользователем Хазинкина Марина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД