Хазинкина Марина Николаевна
Педагогическая работа «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема :«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность темы …
2. Теоретическое обоснование …
3. Технология опыта ….
4. Работа с родителями ….
5. Выводы ….
Список литературы….
1. Актуальность.
Публикация «Педагогическая работа „Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, еще и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека».
Дети в возрасте от двух лет- самые разговорчивые. А. К. Маркова отмечала, что в этот период дошкольники обладают двумя видами речи: «для нас» и «для себя». Речью «для нас» ребенок пользуется, когда говорит со взрослым, речью «для себя», когда самостоятельно играет и разговаривает со своими игрушками. На этом этапе ребенок испытывает недостаток словарного материала. Его необходимо пополнять.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества в семьях практически не используются. А именно фольклор в речевой деятельности ребенка является залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе. Большое количество детей в 2-3 годам еще очень плохо говорят. Я пришла к выводу, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. В этом и состоит актуальность опыта.
2. Теоретическое обоснование.
Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.
По данным А Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности.
Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. И поэтому я решила заняться опытом работы с детьми в этом направлении.
3. Технология опыта.
Каждый год, когда я набираю группу малышей, сталкиваюсь с проблемой. Дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут плодотворно общаться друг с другом. Поэтому я построила работу в три этапа:
1 этап – изучение литературы, диагностика, составление планов, подбор материала.
2 этап -этап «вхождения» в народное искусство, практического знакомства с ней.
3 этап -интенсивное освоение фольклорных традиций, подведение итогов работы с детьми и родителями
Поставила перед собой цели:
-Создать условия для развития коммуникативных навыков детей.
-Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
-Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
-Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
-Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
- Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.
-Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
-Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
Работу с детьми в данном направлении я начала с диагностики развития в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в виде наблюдений, бесед, игровой деятельности.
Далее я обратилась к литературным источникам, которые помогли мне составить конкретный план по развитию речи детей, определив наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханёвой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей».
Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать особые условия, развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы я включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д.
На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста их я и использовала со своими детьми.
Применение фольклорного материала в работе с детьми раннего возраста я начал с первых дней жизни малыша в детском учреждении.
Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. А потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится. Их я использовала в каждом режимном моменте.
Ребята реагируют на потешки неодинаково. Тех детей, которые не реагируют и не успокаиваются, я привлекаю к играм в сопровождении потешек. Сажаю ребенка на лошадку и приговариваю :
- Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
Учитываю индивидуальные особенности детей,чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают в этот режимный момент чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Готовя детей ко сну я ласково убаюкивающе говорю:
- Вот и люди спят,вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,лисы спят на горочках, и т. л.
С течением некоторого времени я заметила, благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их и вводят в свою речь. Качая куклу, девочки повторяют: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего мальчика поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появляется бабушка- забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.
Часто применяю театрализацию сказок в виде кукольного театра, как один из эффективных приемов развития речи детей. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
В младшей группе с детьми пробуем инсценировать сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
На третьем этапе я увидела, как дети используют полученные навыки в самостоятельной деятельности. Они убаюкивают своих кукол, напевая им колыбельные, играли в кукольный театр, инсценировали сказки, вытягивали репку, превращались в курочку рябу, бабушку и дедушку.
Проведя повторную диагностику детей на конец года, мы увидели, что показатели изменились в лучшую сторону. На конец учебного года дети могут: • играть рядом, не мешая друг другу, подражать действиям сверстников;
• эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям,
• самостоятельно выполнять игровые действия с предметами,
• использовать в игре замещение недостающего предмета;
• общаться в диалоге с воспитателем;
• в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия;
• следить за действиями героев кукольного театра;
4. Работа с родителями
Работу по формированию речевых умений и навыков детей выстроила в тесном взаимодействии с родителями. В первой младшей группе я разработала перспективный план по формированию культурно – гигиенический навыков у детей младшего дошкольного возраста на основе фольклора. На родительском собрании я ознакомила родителей с планом работы.
Благодаря родителям в группе обогатилась развивающая ППС новыми атрибутами для игр, шапочками, масками, атрибутами для кукольного театра и пальчикового театра. В родительском уголке, я вывешиваю тексты потешек, песенок, колыбельных, для того чтобы родители вместе с детьми повторяли их дома. К концу года мои дети вместе с родителями выучивают большое количество прибауток, поговорок, потешек. Родители принимали активное участие в мини проектах, фотовыставках, досугах и развлечениях. Для родителей были проведены консультации, как индивидуальные, так и групповые. Изготовлены памятки и буклеты. Информационные стенды обновлялись каждую неделю в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ. Также для родителей постоянно функционировала библиотека по интересующим темам.
Выводы.
В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству (фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного произношения слов, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.
Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, поговорками,
колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставило подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети, которые боялись участвовать в инсценировках сказок, к концу года могли уже участвовать без стеснения в инсценировках.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Однако еще предстоит глубокая работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогут произведения русского народного творчества.
Список литературы.
1. От рождения до школы. / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой, Мозаика- Синтез, М., 2016
2. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки
// Сост. Г. Науменко, М., 1989
3. Музыкально –дидактические игры для детей дошкольного возраста.
З. Я. Роот
4. Гербова В. В. Развитие детей в младшей разновозрастной группе
(2-4 года)// ребенок в детском саду. - 2001.-№ 1
5. Ребенок и книга // Л. М. Гурович –Спб. :1999
6. Детские частушки, шутки, прибаутки//Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова.
Ярославль: академия развития, 1997.- 224с.
7. http: www.trizminsk.orq/ - Страна сказок.
8. http: www. Loq-center.ru/- Развитие и коррекция речи
9. http:www/it-n.ru/board/a spx/cat- Загадка в работе с детьми