Ирина Михайлова
Кружок «Развивай-ка» с развивающими играми Фребеля
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Фребеля
С 1 января 2014 года вступил в действие новый федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду, как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- формирования общей культуры;
- развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- формирования предпосылок учебной деятельности;
- сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста;
- коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, игрушек и образовательных средств.
Особо следует обратить внимание при подборе игрушек и образовательных средств для наполнения развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольной организации. Они должны отвечать следующим требованиям:
- учитывать, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра;
- обеспечивать условия развития общения друг с другом и со взрослыми;
- стимулировать различные виды совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми;
- создать условия для развития потенциальных способностей и творческих возможностей детей;
- способствовать освоению содержания каждой из образовательных областей;
- учитывать индивидуальные особенности детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих возможностей дошкольников.
Вся жизнь ребенка связана с игрой. Игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру, как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный педагог ХIХ века Фридрих Фребель. «Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее мать! Береги, охраняй ее, отец! Игры этого возраста суть, как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве». В этих словах Фребеля с классической ясностью сформулировано отношение к игре с точки зрения современной педагогики.
Педагогические принципы Фридриха Фребеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фребель разработал шесть «даров». Первый «дар» (цветные мячики) помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» (шар, куб, цилиндр) знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» (куб, деленный на мелкие части) дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. В настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей и комплекта методических пособий по использованию в количестве 6 штук. Комплект разработан в соответствии с ФГОС ДО. Игровой набор изготовлен из натурального дерева, в том числе с элементами из металла и текстильных материалов, без механизмов.
Комплект методических пособий по использованию игрового набора «Дары Фребеля» создан с учетом дидактических принципов:
1) Информативность
2) Вариативность.
Подбор игровых заданий в карточках осуществлен таким образом, что в каждой образовательной области воспитатель сможет решить основные задачи той или иной области. Размеры и эстетическое оформление карточек позволяет воспитателю иметь их «под рукой» в процессе игровой деятельности, а краткое изложение сути игры и правил позволяет быстро подобрать игру в зависимости от решаемых задач. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой карточке есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры.
В сентябре месяце в нашей старшей группе нами был обсужден план кружковой работы, разработана программа кружка, рассмотрен и изучен игровой материал. Кружок мы назвали «Развивай-ка».
Цель программы: повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПина составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в понедельник и в пятницу.
Игровые задания составлены с учетом пяти образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие :
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Игровой набор «Дары Фребеля» имеет возможность соответствовать многим «общим», самым популярным и необходимым для раскрытия содержания образовательных программ темам (таким как, «Наш город», «Животные» (дикие и домашние, «Растения», «Времена года» и др.)
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Поддерживать интерес детей к освоению новых знаний можно только в игровой деятельности и только тогда, когда взрослый сам позитивно настроен на игру, когда он искренне любит играть с детьми. Поэтому многие из предлагаемых игр будут интересны и всем.