Наталия Мандыбура
Презентация «Использование дидактического материала «Дары Фребеля» в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1:
Использование дидактического материала «Дары Фребеля» в равитии детей дошкольного возраста.
Слайд 2:
Одной из основных образовательных программ дошкольного образования, реализующих концепцию инновационного, развивающего образования, является программа «Тропинки» (под ред Владимира Товиевича Кудрявцева).
Публикация «Презентация „Использование дидактического материала „Дары Фребеля“ в развитии дошкольников“» размещена в разделах
Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Это и служит отправным пунктом программы.
Одним из наиболее эффективных и полных средств развития творческого воображения дошкольника является дидактический материал «Дары Фребеля».
Слайд 3:
Фридрих Фребель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Слайд 4. Фото – дары фребеля
Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля», куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними
В раннем понятийном развитии основы математики перекрещиваются с другими областями знания, особенно с языком и логикой. Мы выделяем следующие восемь математических понятий для детей раннего возраста:
• Взаимно однозначное соответствие подразумевает размещение объектов в прямом отношении друг к другу: одна булочка для каждого ребёнка или одна подушка для каждой детской кроватки.
• Сериация включает в себя способность устанавливать предметы по порядку, сначала по размеру (от самых маленьких до самых больших, а затем по числу. Для того, чтобы сделать последнее, ребёнок должен знать цифры и уметь приписывать им количество.
• Счёт включает способность продемонстрировать понимание числа и количества. Он предполагает также ответить на вопрос: «Какое это число?» и «Какое идёт следующим?»
• Вычисление – это процесс сложения и вычитания, производимый на конкретном материале.
• Классификация включает способность сортировать предметы по их свойствам (например, по цвету, форме, размеру). Она подразумевает способность отвечать на вопрос: «Почему всё это собрано вместе?».
• Измерение – это процесс нахождения количества стандартных единиц в предмете.
• Сравнение подразумевает способность определять посредством измерения, что один предмет больше, меньше или равен другому.
• Геометрия – это изучение пространственных взаимоотношений. Для маленьких детей это означает изучение объектов и их взаимоотношений, а также распознавание форм и повторяющихся последовательностей (паттернов).
• Паттерн (повторяющаяся последовательность) – это тема, связующая разделы математики. Она помогает детям видеть связи, отношения, делать обобщения и предвидеть. Освоение понятия паттерн даёт детям понимание присущих паттернам предсказуемости и повторяемости. Паттерны представляют базовые единицы: жёлтый – красный, жёлтый – красный. Дети должны опробовать регулярность и повторяемость в действии, цвете, местоположении и количестве. Дети описывают, продолжают, переносят, переводят и создают паттерны.
Слайд 5:
Модуль 1: шерстяные мячики.
знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
1. мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
2. с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».
Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.
Слайд 6:
Модуль 2:
«Основные тела»
Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Слайд 7:
Модуль 3 «Куб из кубиков»,
Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.
развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.
Слайд 8:
Модуль 5 «Кубики и призмы»
27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.
Знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.
знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.
Пятый «дар» - кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.
Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего).
Слайд 9:
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.
Изучение различных плоскостных геометр. фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем стороны углы и стороны. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Слайд 10:
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.
Слайд 11:
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей.
Слайд 12:
Модуль «Фишки».
Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.
Слайд 13:
Модуль «Цветные тела». Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполн. Задания по образцу, по заданному алгоритму.
Слайд 14:
Модуль «Мозаика. Шнуровка». Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Слайд 15.
Модуль «Башенки»
Закрепление названий геометр. Фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространст. Мышления.
Слайд 16. «Арки и цифры».
Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.
Слайды 17-22:
Использование «Даров» в нашей практике помогает нам развивать творческое воображение детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии. Кроме того, мы приобщаем к деятельности не только детей, но и их семьи. Так, недавно нами было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме, где педагогами был проведен мастер-класс в форме игры-конструирования с использованием даров фребеля.
Слайд 22:
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в негосударственных образовательных учреждениях и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью развивающей образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.
Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игр.