Эльмира Юмаева
Программа «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа «Развивай-ка»
(познавательное развитие)
(6-7лет)
Выполнила: старший методист Э. Ф. Юмаева
г. Каменка
Пояснительная записка
Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребёнок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами.
При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними.
Публикация «Программа „Развивай-ка“» размещена в разделах
В 6 -7 лет любой ребёнок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости (растение – дерево – берёза). Но употребление этих слов ещё не свидетельствует о понимании отношений, существующих между более общими (родовыми) или более частными (видовыми) понятиями. Чтобы детям было более понятно, используются иллюстрации и наглядные модели в форме классификационного древа. Этот тип модели имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия – точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовое понятия. Например, древо для понятий «Животные» (родовое); «Дикие», «Домашние» (видовые) будет выглядеть так:
Животные
Дикие Домашние
В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя – четырьмя уровнями, например:
Животный мир
Птицы Животные Рыбы
Курица Грач Щука Карась
Заяц Коза
Моделирование служит средством упорядочения имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.
Превосходство этой тематики в том, что детям даётся мотивация и сюжет для предстоящего обдумывания и дальнейших действий. Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни: рассматривание предметов, иллюстраций, беседы и т. д… Например, дети доказывают, почему автобус не птица, а стрекоза не самолёт, пингвин не животное. Также на занятиях из серии «Что мы знаем о родном крае?» дети «пишут письма», используя модели в форме классификационного древа о животном, растительном мире региона, задачи – шутки, игры на развитие логического мышления, н – р: «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Подбери четвёртую фигуру»…
Игровые приёмы обучения используются в качестве ведущих. Занятия, в которых дети «помогают» различным героям, «спасают», и «выручают», их из беды, воспитывают у детей отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим в поведении и поступках.
В процессе развивающей работы не надо стремиться детям всё объяснять, а надо лишь направлять их на путь поиска, давать им возможность самим искать и находить варианты ответов.
Цель:
-развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.
Задачи:
-усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка;
- развитие способностей к наглядному моделированию;
- развитие элементов логического мышления.
Принципы и подходы к формированию образовательного процесса:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса (решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрастах формах работы с детьми, среди которых основное место.
Формы работы:
• рассматривание предметов;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• наглядное моделирование;
• дидактические игры;
• проблемные ситуации;
• творческие задания по художественной деятельности;
• чтение произведений;
• наблюдения;
• настольно-печатные игры
• игры с сюжетными игрушками;
• просмотр видеороликов
Ожидаемые результаты:
В результате участия в данной программе дошкольники :
- научатся анализировать предметы и явления, выделять в них существенное;
- последовательно рассуждать и делать выводы;
- сформируется способность свободно ориентироваться в логических взаимосвязях, отношениях;
- проявляется чувство уверенности в себе и своих успехах.
Перспективный план
к программе «Развивай-ка»
Месяц №
занятий Тема занятий Задачи
С е н т я б р ь 1 «Чудо-дерево» Выявление умения устанавливать родо-видовые отношения между понятиями. Ознакомление с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.
2 «Поход в лес» Освоение действия построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нём (цветы и ягоды региона).
О к т я б р ь 3
«Что мы знаем о нашем крае?» Освоение действия построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нём. (Деревья и цветы родного региона).
4 «Поможем куклам» Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий.
Н о я б р ь 5 «Кто назовёт больше?» Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями; развитие внимания, умения слушать ответы сверстников.
6 «Назови правильно» Выявление умения подбирать родовое понятие к видовому и достраивать ряд видовых понятий. Воспитание познавательного интереса к природе; закрепление знаний о птицах региона.
Д е к а б р ь 7 «Напишем Незнайке, что мы знаем о нашем крае» Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа. Закрепление представлений о содержании понятий. Воспитание любви к родному краю. (Животный мир региона)
8 «Отгадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории с помощью наглядной модели.
Я н в а р ь 9 «Поможем маме» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Закрепление представления о содержании понятия «молочник».
10 «Экскурсия в зоопарк» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Развитие представлений о содержании понятий. (Животный мир региона).
Ф е в р а л ь 11 «Угадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории, построения графической модели в форме древа.
12 «Назови правильно» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Развитие представлений о содержании понятий. Находить отличия и сходство людей.
М а р т 13 «Карта лесника» Освоение действий по использованию графической и наглядной модели классификационных отношений. (Деревья региона)
14 «Отгадай, что мы задумали» Освоение действий по выделению признака – основания классификации.
А п р е л ь 15 «Построй модель и докажи, что ты прав Освоение действий по самостоятельному построению графической модели в форме классификационного древа. Формирование умения правильно выражать свои мысли.
16 «На чём удобнее путешествовать?» Освоение действий по самостоятельному построению графической модели в форме классификационного древа под диктант.
М а й 17 «Угадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Воспитание умения отстаивать и доказывать свою точку зрения; развитие речи.
18 «Чему мы научились за год?» Умение использовать знание существенных признаков понятий для выяснения, относиться ли объект к данному понятию.
Методическая литература:
1. Л. А. Венгер «Конспекты занятий по познавательному развитию»
2. Л. А. Поромонова «Конспекты занятий»
3. Е. Алябьева «Развитие логического мышления и речи у детей у детей 5 – 8 лет» М., 2007 г.
4. Н. Заводнова, «Развитие логики и речи у детей», Ростов н/ Д: Феникс, 2008 г.
5. О Жукова - «Сборник практических материалов для ДОУ», М. : АРКТИ, 2007 г.