Долныкина Анасатсия
Программа кружка по речевому развитию «В стране слов» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №98 Алые паруса»
Программа кружка по речевому развитию
«В стране слов»
Для старшей группы
«Осьминожки»
Воспитатель:
Чернядьева Анастасия Алексеевна
2019
Программа кружка по речевому развитию
Публикация «Программа кружка по речевому развитию „В стране слов“ для старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«В стране слов»
Пояснительная записка
Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Цель программы
Развивать творческие и словесные способности детей, корректировать речь и эмоциональное развитие отдельных детей. Развивать фантазию, воображение. Учить элементам творческого рассказывания.
Задачи программы
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
Развивающие :
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитывающие:
- Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Сроки реализации программы
Возраст: программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Режим занятий: С сентября 2019 года по май 2020 года. Занятия проводятся со всей группой. Занятие проходит один раз в неделю во вторник во второй половине дня, продолжительность занятия 25 минут.
Формы и методы
Словесные формы обучения : Устное изложение. Беседы.
Наглядный метод обучения: Показ иллюстраций; показ, исполнение педагогам. Наблюдение. Работа по образцу.
Практические методы о бучения: Игры, игровые упражнения, ситуации.
Ожидаемый результат:
Развить речь, память, умение составлять самостоятельно небольшие рассказы, сказки, истории.
Воспитать любовь к литературным произведениям и народному фольклору.
Планирование работы на сентябрь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие № 1
Заучивание стихотворения об осень.
Цель: Учить детей заучивать наизусть стихотворение. Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Занятие № 2
Рассказ по картине
«Кошка с котятами».
Цель: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий Кошке и котятам изображенными на картине, придумывать концовку;
Занятие №3
Составление описательного
рассказа о предметах посуды
Цель: Учить детей составлять короткий по стихотворению и описательный
рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, по размеру, назначению.
Вспомнить с детьми названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый,активизировать
употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький, высокий
– низкий) многозначных слов
(глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)
Занятие №4
«Сказка с волшебными растениями»
Цель: Вспомнить сказки, в которых есть сказочные, волшебные растения, связанные с героями этих сказок. Развить память, воображение.
Выяснить в каких знакомых сказках присутствуют растения, которые совершают волшебство
(«Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Цветик семицветик»).
Дать возможность вспомнить их самостоятельно.
Планирование работы на октябрь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие № 1
Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки.
Цель: Учить давать описание внешнего вида игрушки
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными
предложениями.
Занятие № 2
Заучивание стихотворения про осень «Осенний букет»
Цель: продолжать учить детей заучивать стихи наизусть.
Детский сад, детский сад
На прогулке будет рад –
Соберем скорей букет
Ах, каких в нем листьев нет.
Вот коричневый дубовый,
Золотистый весь кленовый.
Желтый от березы лист,
А у ивы – серебрист.
Красный – у рябинки,
Бурый – у осинки.
Листья все огнем горят.
В ладошках крепких у ребят.
Мы букет поставим в вазу
И станем любоваться сразу.
Занятие №3
«Добрые и злые герои»
Цель: Учить различать добро и зло, осторожно относиться к плохим поступкам и характерам героев. Вызвать состояние переживания, сочувствия, желания помочь.
Обсуждение русских народных сказок «Мальчик с пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»
Занятие №4
«Сочиняем рассказы о животных»
Цель: Развивать способность к самостоятельному творчеству, умению составлять описательный рассказ о любимом животном
Предложить детям сочинить рассказ о любимом домашнем животном. Придумать необычную ситуацию, разрешенную с помощью воображения, фантазии детей.
Планирование работы на ноябрь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
«Природа добрая и злая»
Цель: Научить детей видеть связь человека, животных с природой, ответ на добрые и недобрые отношения людей и животных к природе.
Вспомнить с детьми произведения, в которых природные явления показывают свое отношение к поступкам героев: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и кувшин»
Занятие №2
«Внешнее превращение героев»
Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, к сравнению, способность к анализу, память. Учить различать вымысел и реальность, перенося их в творчество.
Вспоминать с детьми сказки, в которых главные герои превращаются в животных, птиц, других людей – «Иван Царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне», «Кот в сапогах», «Золушка» .
Занятие №3
«Волшебные предметы в сказках»
Цель: Предложить развивать фантазию, воображение, желание с помощью волшебных предметов делать добро
Предложить детям придумать, что они могли бы сделать хорошего, доброго с помощью предметов из сказок (скатерть- самобранка, волшебная дудочка, горшочек.
Занятие №4
«Сочиняем сказку»
Цель: Учить детей самостоятельно творить, радоваться своему успеху и успеху сверстников. Развивать творческие способности.
Побуждать детей придумывать сказки вместе с родителями и записать их. Радоваться своему успеху своих и сверстников.
Планирование работы на декабрь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие № 1
Заучивание стихотворения о зиме
«Пришла зима»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Занятие № 2
Составление рассказа по картине
«Река замерзла»
Цель: продолжать учить составлять рассказ по картине
При описании событий помочь деткам указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять
правильное произношение звуков с и ш.
Занятие № 3
Составление рассказа на тему
«Игры зимой»
Цель: Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыт Помочь детям отчетливо и внятно произносить
фразы, насыщенные словами со звуками
с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.
План работы на январь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие № 1
«Как добро побеждает зло»
Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом при отрицательном отношении к жестокости.
Побуждать детей предлагать разнообразные, знакомые сказки для выявления добра, которое всегда побеждает зло. Поддерживать у детей позицию осуждения героев с плохими поступками.
Занятие №2
«Чем заканчиваются сказки»
Цель: Продолжать развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать.
Вспомнить с детьми несколько окончаний сказок. Побуждать радоваться хорошему окончанию и счастью героев.
Занятие №3
«Любимые герои сказок»
Цель: Выявить отношение детей к различным героям сказок. Развивать память, речь.
Вызвать желание рассказать сверстникам о своем сказочном герое, на которого они хотят быть похожи.
План работы на февраль
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
Заучивание стихотворения о зиме
«Снегопад»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть
Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Все кругом белым-бело,
Все дороги замело.
В белых ватниках дубки,
Ели в белых платьицах.
Рады зайцы-беляки:
Легче будет прятаться.
Занятие № 2
Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Цель: Учить при описании событий
указывать время действия, используя разные типы предложений
Предложить деткам интересную игру используя ситуацию «письменной речи»
(ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ,добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться
вопросительной интонацией.
Занятие №3
«Что заставляет добрых героев пуститься в дорогу»
Цель: Вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания, желание помочь. Предложить детям в названных ими сказках найти причину, подвергающую способность спасать друзей, родных и т. д.
Занятие № 4
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Цель: Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов и выразительно Объяснить деткам значение слова жать, составлять предложения с заданными словами, учить в игре составлять из отдельных слов предложение, учить произносить предложения с разными оттенками интонации
(сердитая, просительная, ласковая)
План работы на март
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
Заучивание стихотворения о зиме
«Март»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето
Занятие №2
«Сочини сказку любимой маме»
Цель: Вызвать желание у детей сочинить самую добрую сказку для самого дорогого человека в их жизни. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Предложить несколько вариантов для сочинения сказки для мамы.
Учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя из двух, трех
слов - самостоятельно.
Занятие №3
«Чтение придуманной сказки о весне»
Цель: Вызвать желание у родителей, принимать участие в работе кружка, сочиняя вместе с детьми необычные истории. Развивать словесное творчество, самооценку и оценку других.
Предложить детям послушать сочиненные сказки о весне и выбрать лучшее с интересным сюжетом.
Занятие №4
«Где живут сказочные герои»
Цель: Развивать умение видеть в сказке место расположения героев сказки, разных животных, человека.
Предложить выяснить почему герои сказки оказываются в местах, в которых в обычной жизни они не живут или не находятся.
План работы на апрель
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
«Драматизация сказки «Красная шапочка»
Цель: Развивать актерские способности, дружеские отношения, диалогическую речь, уверенность в себе.
Предложить детям сыграть разные роли в сказках и выяснить вместе со всеми, какие роли больше всего им удались.
Занятие №2
«Пушкин сказки нам писал»
Цель: Воспитывать любовь к произведениям А. С. Пушкина. Усидчиво, внимательно слушать сказки.
Вспомнить с детьми какие сказки А. С. Пушкина они знают, где слышали или видели экранизацию. Выяснить какая сказка лучше всего понравилась детям.
Занятие №3
«Литературная викторина по сказкам»
Цель: Развивать память, речь, быстроту логического мышления, слуховое внимание.
Предложить детям самостоятельно рассказывать отрывки из сказок. Отметить самых активных детей.
Занятие № 4
Сочинение рассказа на предложенную тему
Цель: Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет Уточнить и закрепить правильное произношение звуков л- л’, р - р’, изолированных, в словах и фразах; учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно, отгадывать загадки.
План работы на май
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
Заучивание стихотворения о зиме
«Май»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть
Распустился ландыш в мае В самый праздник — в первый день. Май цветами провожая, Распускается сирень.
Занятие № 2
Пересказ сказки В. Сутеева: «Кораблик»
Цель: Продолжать учить связно, рассказывать сказку.
Предложить деткам поговорить по ролям персонажей, соблюдать композицию сказки.
Занятие №3
«Весна похожа на сказку»
Цель: Побуждать детей наблюдать за прекрасным временем года. Весна, видеть красоту и волшебное превращение природы.
Выяснить у детей, как они относятся к Весне, к пробуждению природы, превращение ее в прекрасный рай.
Занятие №4
«Из чего же сделаны наши девочки и мальчики»
Цель: Развивать разговорную речь, умение составлять небольшой рассказ из личного опыта.
Дать возможность мальчикам высказать свое мнение о девочках и их отношение к ним.
Дать возможность девочкам высказать свое мнение о мальчиках.