АННА СОШНИКОВА
Рабочая программа кружка по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№1 МДОУ «Детского сада 366 Волгограда»
Содержание программы :
1. Пояснительная записка…3.
1.1. Информационная карта программы…3.
2. Актуальность кружка…. 4.
2.1. Цель и задачи кружка…4.
2.2. Методы проведения кружка…. 5.
2.3. Структура проведения занятий:
2.4. Прогнозируемый результат…. 5.
2.5. Возрастные особенности усвоения программированного материала …6.
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
2.6. Календарно – тематический план занятий…. 6.
3. Список используемой литературы…9.
4. Приложение….10.
5. Диагностика уровня развития детей театральная деятельность…13.
1. Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
1.1. Информационная карта программы
Тип: образовательная
Вид: авторская
Уровень: развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
5. Физическое развитие
2. Актуальность кружка.
Люди разговорчивые
говорят разборчиво,
Чисто, четко, внятно –
Каждому понятно.
С. Светлова
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Разучивание потешек – это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
2.1. Цель:
Формирование умений выразительно читать потешки, слушать и инсценировать сказки.
Задачи кружка :
Обучающие:
1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.
3. Учить обсуждать содержание потешки, текста русских народных сказок. 4. Побуждать к желанию входить в роль.
5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек и сказок.
2. Воспитывать любовь ко всему живому.
2.2. Методы проведения кружка :
1. Словесный (чтение детям сказок и общение по содержанию потешек, сказок, разучивание потешек);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
2.3. Структура проведения занятий:
I Потешки:
1. Пальчиковые игры.
2. Чтение потешки.
3. Рассматривание иллюстраций к потешке.
4. Обыгрывание потешки.
5. Разучивание с детьми потешки.
II. Сказки:
1. Работа со звуком (звукоподражание)
2. Показ сказки.
3. Проговаривание отдельных слов, фраз из сказки.
4. Общение по сказке.
Кружковые занятия проводятся по 15 минут, во второй половине дня, в понедельник I и III неделя каждого месяца. Количество занятий в месяц -2, год – 18.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).
Список детей, посещающих кружок «Говорушки» :
2.4. Прогнозируемые результат :
1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2. Знакомство детей с фольклором;
3. Освоение детьми невербальных средств общения;
4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5. Уверенность в себе, преодоление робости;
6. Интерес к фольклору.
7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей через потешки, с ролью развития мелкой моторики в профилактике речевых нарушений детей.
8. Использование знакомого фольклорного материала в театрализованных играх.
2.5. Возрастные особенности усвоения программированного материала.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 3-4 года.
В возрасте 3-4 лет становиться развитие игровой деятельности как
ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младшим дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить три-четыре слова и пять-шесть названий предметов. К концу
младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные
отрывки из любимых произведений.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере
ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их
половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и
сюжетов.
2.6. Календарно – тематическое планирование кружка
Месяц Тема занятия Цели и задачи. Используемый материал
сентябрь 1. Потешка «Ой, лады, лады, лады».
Познакомить детей с потешкой.
Развивать умение обсуждать содержание потешки.
2. Показ русской народной сказки «Теремок».
Вызвать желание следить за развитием действий в настольном театре, сопереживать персонажам в русской народной сказке. Книга –сказка «Теремок».
октябрь 1. Потешка «Варись – варись, кашка».
Развивать умение детей подражать действиям взрослого, согласовывать действия со словами.
2. Русская народная сказка «Репка». Прививать устойчивый интерес к настольному театру, досмотреть сказку до конца.
Книга сказка «Колобок» Пальчиковый театр.
ноябрь 1. Потешка «Зайка серенький сидит»
Побуждать детей принимать участие в игре. Развивать умение передавать движения, связанных с образом персонажа.
2. Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
Развивать устойчивый интерес к инсценировке сказки. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств.
Книга сказка «Рукавичка».
декабрь 1. Потешка «Кот на печку пошел»
Вызвать желание слушать потешку. Стимулировать активность детей в звукоподражании, наблюдая за действиями взрослого.
2. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Знакомить с театральными куклами. Развивать у детей интерес театрально-игровой деятельности. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Сказка «Кот, петух и лиса».
январь 1. Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь : обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов.
февраль 1. Потешка «Пекла кошка пирожки».
Разучивание русской народной потешки. Пополнять словарный запас детей.
2. Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр).
Воспитывать умение следить за развитием действия в народной сказке, понимать ее содержание. Сказка «Снегурочка и лиса».
март 1. Потешка «Идёт лисичка по мосту».
Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения.
2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка). Формировать умение концентрировать внимание на чтении сказки. Развивать интерес к инсценировки сказки, желание принимать в ней участие. Вызывать эмоциональный отклик.
Сказка «Заюшкина избушка».
апрель 1. Потешка «Солнышко».
Разучивание русской народной потешки.
2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр). Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение. Сказка «КурочкаРяба»
май 1. Потешка «На дубочке»
Продолжать развивать речь детей, развивать умение детей обсуждать содержание потешки. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешки.
2. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций). Познакомить с русской
народной сказкой. Продолжать
побуждать детей внимательно
следить за развитием действия в
народной сказке, понимать
содержание, уметь отвечать на
вопросы педагога. Сказка «Гуси-лебеди» Иллюстрации к сказке.
3. Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;
3) «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
Е. А. Савельева.