Дурнова Анастасия Александровна
Рабочая программа экологического кружка для детей старшей группы на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Кружок «Росток» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Публикация «Рабочая программа экологического кружка для детей старшей группы на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания рабочей программы «Росток» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель:
Основной целью программы является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о ценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказ, составление диалога, развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Отличительные особенности программы:
Новым в работе кружка «Росток» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет:
6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
План работы кружка «Росток» в старшей группе
Сентябрь
1. «Наша река Ворона!»
2. «Кто у нас не бывал, синих рек не видал!»
3. «У тебя мы, Осень, спросим: Что в подарок принесла?»
Разучивание песен и стихов, частушек об осени
4. «Учимся ухаживать за обитателями уголка природы»
Октябрь
1. «Заглянем к зайке, мишке и лисе, увидим лес в его красе!»
2. «Лес – наше богатство! Береги его!» Пословицы о лесе.
3. «Мы мухоморы красные на вкус слегка ужасные, но все же не топчите нас, поможем зверушкам в трудный час!»
4. «Моем, брызгаем цветы, чтобы больше стало красоты»
Знакомство и уход за комнатными растениями.
Ноябрь
1. «Целый день моросит, в небе дождик висит
«Тучи в небе кружатся, скоро снег закружится!»
2. «Гусей крикливых караван тянулся к югу.
Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль!»
3. «Приготовились к зиме зверушки? Сменили шубки, утеплили вы избушки?»
4. «Зима идет, зиме дорога!»
Декабрь
1. «Зиму в гости мы зовем.
Что такое снег и лед, кто захочет, тот поймет!»
2. «Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, синичек!»
Изготовление кормушек для птиц.
3. «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
4. «Лепим мы снеговика, узнаем все о снеге мы наверняка»
Январь
1. «В гости к елочке» Экскурсия вокруг детского сада
2. Измерение высоты снежного покрова. Игры со снегом.
3. «Мороз и солнце! День чудесный!» Беседа о проказах зимы.
4. «Спят деревья на опушке, спит и еж в своей избушке»
Февраль
1. Круглый стол «Знатоки природы» (о зимующих птицах)
2. «Мороз не велик, а стоять не велит». Пословицы и поговорки о зиме.
3. «Воздух – невидимка»
4. Уход за обитателями в уголке природы.
Март
1. Выставка рисунков «Чистый воздух – залог здоровья!».
2. Экологическое развлечение «Весна идет, весне дорогу!»
3. Знакомьтесь: «Красная Книга» Тамбовской области»
4. Экологический праздник «Прилет птиц»
Апрель
1. Просмотр и разбор мультфильма «Кукушка и скворец»
2. «Ты плыви, кораблик мой» (изготовление и запуск бумажных корабликов)
3. «Птичье гнездо, из чего и где оно?» (на участке детсада)
4.«Нарядим свой участок, дети, за красоту вокруг сегодня мы в ответе!»
Май
1. «Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики!»
2. На праздник с ветеранами «День Победы!»
3. «Я в саду нашла жука на большой ромашке» (отношение к насекомым)
4. «Отдых на природе- дань моде!»
«Букеты не рвите, дети! Станет беден мир на нашей планете!»
(о правилах поведения в природе)
Литература:
1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Волгоград
2. «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»( №1, №4, №6, 2005 г.
3. Кислова Н. М. «Работа с детьми в летний период», Москва, 2007 г.
4. Киреева Л. Г. «Формирование экологической культуры дошкольников» Волгоград, 2008 г.
5. Лапшина Г. А. «Фольклорно – экологические занятия», Волгоград
6. Николаева С. Н. «Юный эколог», Москва, 2002 г.
7. Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва, 2003 г.
8. Рыжова Н. А. «Не просто сказки», Москва,2002