Надежда Потапова
Конспект НОД по речевому развитию «Многообразие слов» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
Образовательная область «Речевое развитие».
Воспитатель: Потапова Н. Г.
Тема: «Знакомство с многообразием слов».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Многообразие слов“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
Возрастная группа : старшая.
Цель: создавать условия для знакомства с многообразием слов.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).
Продолжать формировать умение регулировать громкость голоса, дыхание.
Развивающие : Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Формировать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, находить несоответствия в рисунке.
Развивать мелкую моторику, внимание, память.
Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, инициативы в решении познавательных задач, самостоятельности.
Воспитывать у детей потребность в речевом общении.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядный: показ.
Словесный : вопросы, художественное слово.
Практический: упражнения.
Игровой метод: игровые упражнения.
Демонстрационный материал: картина, мольберт, настенная доска, презентация.
Ход НОД:
1. Вводная часть:
В:
-Мы сегодня поиграем?
-Мы сегодня помечтаем?
-Заниматься тоже будем?
-Пошутить мы не забудем?
-И дружить мы крепко будем?
-Вот сколько у нас интересных дел!
2. Основная часть:
В: Ребятки, а вы любите небылицы? Вот и поэт Л. Санычев тоже их любит, он сочинил стихотворение, а художник написал картину. Но что то они перепутали. Посмотрите на картину внимательно и скажите, чего не могло произойти на самом деле?
Дети слышат крик «Беда! Беда!» (на экране доски появляется Зайка) :
У меня случилось горе,
Помогите, детвора!
В домик мой забрался ветер,
Всё разрушил, разбросал,
Всё вокруг заколдовал.
Чтоб порядок навести,
Всё собрать,
Нужно знанья показать!
В: Зайка наш попал в беду. Мы сможем помочь ему? Но для этого нам нужно попасть в Волшебный лес, где живёт Зайка. Как же мы туда попадём? А может нам поможет ветер, если он такой сильный?
В: Ветер, ветер, помоги
К зайчику нас отнеси!
Игра на речевое дыхание «Ветер».
В: Вместе сделаем вдох, выдох должен быть плавным и долгим.
В: Не смог нам помочь ветер, что же нам делать? (произнести волшебные слова)
Тогда повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись неоткуда!
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
В: Куда мы попали? (В сказочный лес) Поможем Зайке навести порядок в домике? Тогда за дело!
В: Предлагаю вам сесть за столы и поиграть.
И/у «Соедини правильно».
1. Соединить предметы, названия которых звучат похоже.
2. Назовите предметы, которые соединили
3. Назовите предметы, которые не соединили
4. Почему не соединили эти предметы
5. Назовите короткие слова
6. Назовите длинные слова
В: А теперь мои юные помощники следующее задание.
И/у "Подскажи словечко".
Верещунья- белобока
А зовут её
Чик-чирик! не робей,
Я бывалый …
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка. .
Птица чёрная кружится,
кар-кар-кар,- кричит и злится.
Всем известная персона,
А зовут её…
1. Назовите птиц, которых обвели.
2. Как звучат слова, которые вы подсказали (по- разному).
В: Ребятки, вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте немного отдохнём и построим зайчику дом, ведь он остался без дома.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
Пальчиковые игры: «Строим дом», «Капуста».
В: А сейчас, ребятки, последнее задание.
И/у «Найди ошибки художника».
Посмотрите, художник нарисовал картину по тексту шуточного стихотворения З. Александровой
Собака садится играть на гармошке
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишек.
Скажите, чего не могло произойти на самом деле?
В: Ребята, какие вы молодцы! Быстро справились с заданиями. А сейчас давайте проверим, все ли задания вы выполнили верно, смогли ли мы помочь зайчику? (самоконтроль)
Но пришла пора нам возвращаться. Закрываем глазки, а я произнесу волшебные слова : «Вокруг себя обернись, 1,2,3 – и в детском саду окажись!». Вот вы и дома!
(на экране Зайка)
Зайка: Я рад, что никто из вас не заблудился в лесу. Спасибо за помощь!
От беды меня спасли!
Вам я очень благодарен.
Вы, ребята, молодцы!
3. Заключительная часть:
В: (рефлексия)
Чем вы сегодня занимались на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Что было самым трудным?
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
Образовательная область «Речевое развитие».
Воспитатель: Потапова Н. Г.
Тема: «Знакомство с многообразием слов».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Возрастная группа : старшая.
Цель: создавать условия для знакомства с многообразием слов.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).
Продолжать формировать умение регулировать громкость голоса, дыхание.
Развивающие : Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Формировать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, находить несоответствия в рисунке.
Развивать мелкую моторику, внимание, память.
Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, инициативы в решении познавательных задач, самостоятельности.
Воспитывать у детей потребность в речевом общении.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядный: показ.
Словесный : вопросы, художественное слово.
Практический: упражнения.
Игровой метод: игровые упражнения.
Демонстрационный материал: картина, мольберт, настенная доска, презентация.
Ход НОД:
1. Вводная часть:
В:
-Мы сегодня поиграем?
-Мы сегодня помечтаем?
-Заниматься тоже будем?
-Пошутить мы не забудем?
-И дружить мы крепко будем?
-Вот сколько у нас интересных дел!
2. Основная часть:
В: Ребятки, а вы любите небылицы? Вот и поэт Л. Санычев тоже их любит, он сочинил стихотворение, а художник написал картину. Но что то они перепутали. Посмотрите на картину внимательно и скажите, чего не могло произойти на самом деле?
Дети слышат крик «Беда! Беда!» (на экране доски появляется Зайка) :
У меня случилось горе,
Помогите, детвора!
В домик мой забрался ветер,
Всё разрушил, разбросал,
Всё вокруг заколдовал.
Чтоб порядок навести,
Всё собрать,
Нужно знанья показать!
В: Зайка наш попал в беду. Мы сможем помочь ему? Но для этого нам нужно попасть в Волшебный лес, где живёт Зайка. Как же мы туда попадём? А может нам поможет ветер, если он такой сильный?
В: Ветер, ветер, помоги
К зайчику нас отнеси!
Игра на речевое дыхание «Ветер».
В: Вместе сделаем вдох, выдох должен быть плавным и долгим.
В: Не смог нам помочь ветер, что же нам делать? (произнести волшебные слова)
Тогда повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись неоткуда!
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
В: Куда мы попали? (В сказочный лес) Поможем Зайке навести порядок в домике? Тогда за дело!
В: Предлагаю вам сесть за столы и поиграть.
И/у «Соедини правильно».
1. Соединить предметы, названия которых звучат похоже.
2. Назовите предметы, которые соединили
3. Назовите предметы, которые не соединили
4. Почему не соединили эти предметы
5. Назовите короткие слова
6. Назовите длинные слова
В: А теперь мои юные помощники следующее задание.
И/у "Подскажи словечко".
Верещунья- белобока
А зовут её
Чик-чирик! не робей,
Я бывалый …
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка. .
Птица чёрная кружится,
кар-кар-кар,- кричит и злится.
Всем известная персона,
А зовут её…
1. Назовите птиц, которых обвели.
2. Как звучат слова, которые вы подсказали (по- разному).
В: Ребятки, вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте немного отдохнём и построим зайчику дом, ведь он остался без дома.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
Пальчиковые игры: «Строим дом», «Капуста».
В: А сейчас, ребятки, последнее задание.
И/у «Найди ошибки художника».
Посмотрите, художник нарисовал картину по тексту шуточного стихотворения З. Александровой
Собака садится играть на гармошке
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишек.
Скажите, чего не могло произойти на самом деле?
В: Ребята, какие вы молодцы! Быстро справились с заданиями. А сейчас давайте проверим, все ли задания вы выполнили верно, смогли ли мы помочь зайчику? (самоконтроль)
Но пришла пора нам возвращаться. Закрываем глазки, а я произнесу волшебные слова : «Вокруг себя обернись, 1,2,3 – и в детском саду окажись!». Вот вы и дома!
(на экране Зайка)
Зайка: Я рад, что никто из вас не заблудился в лесу. Спасибо за помощь!
От беды меня спасли!
Вам я очень благодарен.
Вы, ребята, молодцы!
3. Заключительная часть:
В: (рефлексия)
Чем вы сегодня занимались на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Что было самым трудным?