Наталья Киреева
Программа кружка по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Я — ты — мы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я – ты – мы!»
для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет
на 1 год обучения
Составитель: Киреева
Наталья Олеговна
1. Пояснительная записка
«Глухой к другим людям –
останется глухим к самому себе:
ему будет недоступно самое главное
в самовоспитании – эмоциональная
оценка собственных поступков…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа кружка по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет „Я — ты — мы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Необходимость разработки программы по социально – личностному развитию детей дошкольного возраста назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ( которые отражены в нормативных документах: в Конвенции о правах ребёнка 1990г. ; Конвенции дошкольного воспитания 1989г. ; законе РФ «Об образовании» 1996г. ; Типовом положении о ДОУ 1995г. ; Концепции содержания непрерывного образования 2001г., ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком – понятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
В период дошкольного детства ребёнок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребёнок переходит к общению со сверстниками. Поступив в детский сад, ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Все без исключения родители хотят видеть ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается. И задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Программа социально – личностного развития детей «Я – ты – мы» является программой не столько обучения, сколько воспитания. Не возможно, развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на своё мнение, желания, можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.
Программа «Я – ты – мы» требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребёнку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия с его близкими.
Программа «Я – ты – мы» состоит из трё х основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».
Цель первого раздела - «Уверенность в себе» - оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Для того, чтобы стать успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что хотя ему многое пока не удаётся и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Этот раздел предполагает решение следующих задач:
• помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповоторим.
Цель второго раздела – «Чувства, желания, взгляды» - обучение детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Предполагает решение следующих задач:
• познакомить детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: мимика, жесты, позы; учить пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния окружающих;
• развивать и обогащать словарный запас детей по данной теме.
Цель третьего раздела – «Социальные навыки» - обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать. Предполагает решение следующих задач:
• формировать коммуникативные навыки детей, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Предполагаемый результат:
• Дети осознают свои характерные особенности и предпочтения; понимают, что они, как и другие люди, уникальны и неповоторимы.
• Дети умеют пользоваться выразительными средствами (мимикой, жестами, позами) как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния окружающих;
• У детей сформированы коммуникативные навыки. Они умеют устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Программа социально – личностного развития «Я – ты – мы» составлена для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет и рассчитана на 1 (учебный) год обучения. Занятия кружка будут проходить 1 раз в неделю. Продолжительность занятия кружка – 25 - 30 минут.
2. Учебно – тематический план
Раздел: Тема занятия: Программное содержание : Количество
занятий
по данной теме: Сроки:
Уверенность в себе Входная диагностика Определение уровня эмоционального и социального развития детей.
1
Сентябрь
1 неделя
Изобрази себя. Что я думаю о себе и о других? Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
1
Сентябрь
2 неделя
Кто я такой? Развивать самосознание детей : знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях.
1
Сентябрь
3 неделя
Красота лица и души Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развивать умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.
1
Сентябрь
4 неделя
Узнай по голосу Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос.
1
Октябрь
1 неделя
Ты и твоё имя
Развивать представления детей об имени и отчестве.
1
Октябрь
2 неделя
Что ты любишь поесть?
Проба на вкус и запах Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде и запахах, сравнивать со вкусами и предпочтениями других.
1
Октябрь
3 неделя
Что ты хочешь носить? Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других.
1
Октябрь
4неделя
Что ты умеешь делать? Определить вместе с детьми их умения.
1
Ноябрь
1неделя
Какой ты? Что тебе нравится?
Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности.
1
Ноябрь
2 неделя
Красивое - безобразное
Определить вместе с детьми, что они считают безобразным, а что – красивым.
1
Ноябрь
3 неделя
Робкий.
Смелый.
Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым (робким).
1
Ноябрь
4 неделя
Какие разные взрослые
Развивать понятие о разнообразии социальных ролей взрослых, сформировать положительное отношение к взрослым
1
Декабрь
1 неделя
Чувства, желания, взгляды Мимические признаки эмоций Учить распознавать различные эмоции по выражению лица и позе.
1
Декабрь
2 неделя
Как можно понять настроение человека Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица и позе.
1
Декабрь
3 неделя
Твои поступки и чувства других
Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.
1
Декабрь
4 неделя
Спорящие лица Горе. Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. Помочь детям понять, что такое горе, учить справляться с тяжелыми чувствами.
1
Январь
3 неделя
Почему взрослые хмурятся? Вызвать интерес к эмоциональному миру взрослых; развить такт, внимание, умение замечать по жестам, мимике эмоциональное состояние взрослых.
1
Январь
4 неделя
Учусь сочувствовать Закреплять умение детей замечать, что кому – то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
1
Февраль
1 неделя
Социальные навыки Что я думаю о себе и о других? Я считаю себя хорошим. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
1
Февраль
2 неделя
Что такое дружба? Зачем нужен друг?
С кем я дружу.
Продолжать развивать представления о том, что такое дружба. Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях.
1
Февраль
3 неделя
Что ты знаешь о своём друге? Портрет друга. Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. Способствовать формированию хороших отношений между детьми.
1
Февраль
4 неделя
Одиночество. Легко ли человеку, если он один? Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному.
1
Март
1 неделя
Ссора. Почему ты обиделся? Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.
1
Март
2 неделя
Учусь прощать.
Я тебя прощаю.
Давай помиримся
Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора.
1
Март
3 неделя
Учусь сочувствовать
Закреплять умение детей замечать, что кому – то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
1
Март
4 неделя
Учусь думать и поступать по - своему Развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.
1
Апрель
1 неделя
Социальные навыки Зачем нужны правила? Легко ли быть справедливым? Развивать у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. Научить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения; находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая их с поведением героев сказок и мультфильмов.
1
Апрель
2 неделя
Учусь себя оценивать. Развивать у детей способность анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстников.
1
Апрель
3 неделя
Дразнить, обижать. Нарочно и нечаянно. Развивать добрые, теплые отношения между детьми. Развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.
1
Апрель
4 неделя
Привычки плохие и хорошие. Достаточно ли мы воспитаны? Продолжать формировать у детей понятие слова «привычка»; развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. Научить детей пользоваться моральными сценками; развивать самоконтроль, самооценку; вызвать желание радоваться успеху сверстников.
1
Май
1 неделя
Мы и взрослые. Как можно всё объяснить взрослым Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых путем формирования умения объясниться.
1
Май
2 неделя
О фантазёрах и лгунишках. Кто это – хвастун? Научить детей различать обман и выдумку, фантазию, подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту. Научить детей различать хвастовство и шутку – преувеличение; развивать отрицательное отношение к хвастовству; уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.
1
Май
3 неделя
Итоговая диагностика Определение уровня эмоционального и социального развития детей. Подведение итогов работы кружка.
1
Май
4 неделя
3. Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 -7 лет. Москва. ТЦ «Сфера». 2009 год.
2. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Москва. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2011 год.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва. МОЗАИКА - СИНТЕЗ. 2010 год.
4. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. Воронеж. 2009 год.
5. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика социально – коммуникативной компетентности дошкольников.
6. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Москва. АЙРИС-ДИДАКТИКА. 2005 год.
7. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва. Просвещение. 2005год.
8. Корнилова И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Москва. Экзамен. 2004 год.
9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль. Академия -развития. 1996 год.
10. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Москва. Творческий центр. 2004 год.
11. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет. Волгоград. Учитель. 2012 год.
12. Пашкевич Т. Д. Социально – эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. Волгоград. 2012 год.
13. Полякевич Ю. В., Осина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет. Волгоград. Учитель. 2010 год.
14. Рылеева Е. В. Вместе веселее! Москва. АЙРИС-ДИДАКТИКА. 2004 год.
15. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Москва. АРКТИ. 2005 год.
16. Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. Москва. Книголюб. 2005 год.
17. Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. Комплексные занятия и игры для детей 4 – 7 лет. Харьков. Ранок 2010 год.
18. Фесюкова Л. Б. комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для детей 4 – 7 лет. Харьков. ТЦ СФЕРА. 2010 год.
19. Фесюкова Л. Б. Воспитываем и учим. Комплексные занятия и игры для детей 4 – 7 лет. Харьков. ТЦ СФЕРА. 2008 год.