Нонна Шконда
Программа по социально-коммуникативному развитию для детей 6–7 лет «Беседуя с куклой» (сентябрь-декабрь)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Беседуя с куклой»
Цель и задачи программы
Цель программы : развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала дошкольника. Усвоение норм и ценностей общества, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста
Обучающие задачи:
• обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
• формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления:
-о себе, членах семьи, об отдельных правилах и нормах поведения в семье;
Публикация «Программа по социально-коммуникативному развитию для детей 6–7 лет „Беседуя с куклой“ (сентябрь-декабрь)» размещена в разделах
- Зима
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-внешних проявлениях мужчин и женщин, об особенностях мужских и женских профессий, специфике поведения в общении с другими людьми;
• формировать дифференцированные представления:
-о собственной половой принадлежности:
-отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь);
-различных эмоциональных состояниях людей, об адекватных способах разрешения конфликтов;
• формировать первоначальные представления о родном городе, родной стране;
• конкретизировать представления детей о развитии цивилизации;
• формировать эмоционально-положительное отношение к русской культуре.
• сформировать правила хорошего тона;
• обучать умению управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки;
• обучать приёмам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• способствовать становлению речи как средства общения.
Развивающие задачи :
- развивать уверенность в себе, активность, инициативность, самостоятельность;
- развивать творческие способности ребенка;
- формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в школе;
- формировать умения и навыки практического владения невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой - развивать познавательные процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение, восприятие).
Воспитательные задачи:
- воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопомощь, отзывчивость, доброту, инициативу;
- формировать лидерские качества, организаторские способности;
- формировать активное и бережно - уважительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать уважение к традиционным ценностям.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Ведущими принципами программы являются :
Приоритет игровой деятельности ребенка. При реализации программы игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и источником практических навыков ребенка, носителем культурных ценностей в формировании основ культуры безопасности.
Принципы интегрирования. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь между всеми разделами программы и формами работы при формировании социально-коммуникативной культуры. Содержание разных разделов включаются на равных основаниях в воспитательно-образовательную деятельность при этом социально-коммуникативная культура всегда выступает в главной роли.
Принцип системности. Воспитательно-образовательная деятельность по формированию основ культуры безопасности проводится на протяжении всего учебного года, в системе «от простого к сложному», а последующие знания должны базироваться на уже имеющихся знаниях.
Принцип доступности. Знания, умения и навыки по безопасному поведению на улицах и дорогах должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, быть для них простыми и понятными.
Принцип последовательности и цикличности. Новые знания, умения и навыки, с которыми знакомит детей воспитатель, должны опираться и ложиться на уже имеющиеся знания.
Принцип толерантности - взаимная ответственность всех участников процесса и взаимоуважение, совместное преодоление трудностей;
Принцип творческого подхода - каждый уникален и поэтому интересен своими мыслями, продуктами деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-являет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Содержание работы
Тема недели: День знаний. Наш любимый город 01.09 – 09.09.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Мой родной Оренбургский край»
Цель: воспитываем уважительное отношение к достоинствам родного края «Наш край оренбургский»
Цель: Знакомить детей с родным краем, воспитываем любовь и чувство гордости к малой родине «Путешествие по городу»
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города. Воспитываем чувство гордости за родной город «Путешествие в родной город»
Цель: Создавать игровые ситуации на основе полученных знаний о родном городе " Наш город"
Цель: формирование позитивного отношения к малой родине, через продуктивную деятельность Чхл. Т. Немкова «Оренбург»
Цель: воспитываем уважительное отношение к достоинствам родного края
Тема недели: Профессии. Трудовые действия. 12.09 – 16.09.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. Игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Развитие труда»
Цель: Формировать уважительное отношение к результатам труда человека, техническому прогрессу. О труде и профессиях родителей
Цель: расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на заводах, в быту, в сельском хозяйстве, о значении той или иной работы; обобщить представления о труде взрослых, полученные в предшествующих группах: труд на пользу общества – почётное и нужное дело. «Назови профессию»
Цель: закрепить знания детей о профессии мамы, о тех профессиональных действиях, которые она выполняет на работе. «Строительство»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. «Кем ты хочешь быть»
Цель: Закрепляем детей передавать в рисунке представления о труде взрослых.
Чхл. Подборка стихов о профессиях
Цель: Формировать уважительное отношение к результатам труда человека, техническому прогрессу
Тема недели: Осень 19.09 – 23.09.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема «Осень»
Цель: воспитание эстетических чувств к красоте осенней природы Беседа об осени
Цель: воспитание познавательного интереса, эстетических чувств к красоте осенней природы
Дидактическая игра «Приметы осени».
Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости на изменения в природе
Сюжетно – ролевая игра «Семейная поездка на дачу»
Цель: формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье; формирование и развитие игровой деятельности;
обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Аппликация «Осеннее дерево»
(Коллективная работа)
Цель: воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве Ч. Х. Л. Подборка стихов про осень для детей
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание любви к природе
Тема недели: Овощи 26.09. – 30.09.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Труд людей в селе и в городе» Цель: формировать уважительное, бережное отношение к результатам труда людей. «Откуда хлеб на стол пришел»
Цель: Расширять знания детей о сельскохозяйственном труде хлебороба, воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда многих людей, к хлебу. «Угадайте, кто работает с этими вещами»
Цель: учить устанавливать ассоциативную связь между предметами и профессией человека. «Пекарня»
Цель игры:
Расширять знания детей о труде работников пекарни: тестомеса, разделочника, заведующим пекарней, экспедитора, пекаря, водителя. «Инструменты»
Цель: Создать условия для закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении.
Чхл. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Цель: формировать уважительное, бережное отношение к результатам труда людей.
Тема недели: Сад. Фрукты. Ягоды. 03.10. – 07.10.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
НОД на тему: «Чудо — фрукты»
Цель: Воспитывать познавательный интерес к природным дарам, чувство радости и эстетического наслаждения при восприятии разнообразных красок, вкусов, форм, запахов у плодов. Воспитывать благодарное чувство к природе Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель: воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма.
Магазин «Фрукты, ягоды»
Цель: актуализация полученных знаний в игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие поварята»
Цель: воспитывать интерес к окружающему миру; формировать интерес к профессии повара, уважение к его труду; формировать интерес к приготовлению пищи
Продуктивная деятельность. Натюрморт «Фрукты»
Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества развивать самостоятельность и художественно- творческие способности в продуктивной деятельности Ч. Х. Л. СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Цель: формирование положительного отношения к продуктам труда человека
Тема недели: Лес, Грибы, Лесные ягоды 10.10 – 14.10.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Царство грибов»
Цели: воспитывать познавательный интерес к природным дарам, воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Беседа «Лесные опасности» Цель: формирование представлений о безопасном поведении в природе. " Съедобные не съедобные грибы"
Цель: Познакомить детей с основными видами грибов, с помощью игры учить описывать грибы (цвет, внешний вид)находить их по описанию. Воспитывать любознательность, формировать желание участвовать в игре. Сюжетно-ролевая игр «Путешествие в лес за грибами»
Цель: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, формировать начальные навыки ролевого поведения.
Продуктивная деятельность «Грибное лукошко».
Цели: Формирование позитивных установок к различным видам творчества, воспитывать интерес к природе.
В. Катаев Грибы (рассказ)
Цель: воспитание любви к природе
Тема недели: Птицы 17.10. – 21.10.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
НОД по теме: «Зимующие и перелётные птицы»
Цель: воспитание познавательного интереса к птицам «Беседа о птицах»
Цель: воспитывать бережное, гуманное отношение к птицам Игра «Назови ласково» (игра с мячом в кругу)
Цель: воспитывать бережное отношение к птицам
Сюжетно-ролевая игра "Выставка птиц"
Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции воспитателя и действовать согласно инструкции; развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через игру.
Продуктивная деятельность «Птицы нашего леса»
Цель: Формирование позитивных установок к различным видам творчества, воспитывать интерес к природе.
Ч. Х. Л. Е. Носов КАК ВОРОНА НА КРЫШЕ ЗАБЛУДИЛАСЬ
Цель: Формировать умение следить за развитием действия в произведении.
Тема недели: Строение человека. Моя семья. 24.10 – 28.10.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Что такое семья»
Цель: Воспитываем чувство любви и привязанности к своей семье. «Семья глазами ребенка»
Цель: определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях. «Как мы помогаем родным?».
Цель: формирование у детей понятий о семье. «Дом, семья»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. «Подарок для близких и друзей»
Цель: доставлять родным радость, изготавливая поделки своими руками.
Чхл. В. Сухомлинский «Легенда о материнской любви»
Цель: Воспитываем чувство любви и привязанности к своей семье.
Тема недели: Земля наш общий дом. Россия многонациональная семья. 31.10 – 03.11.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Жители России»
Цель: Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов «Россия - многонациональная страна»
Цель: Закрепляем знание детей о разных народах проживающих в нашей стране. «Наши соседи»
Цель: Формировать знания о народах, живущих в России; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей. «Почта России»
Цель: Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.
«Дружный хоровод»
Цель: Формировать духовно – нравственное отношение к культурному наследию и толерантному отношению к другим национальностям. Чхл. Л. Мартьянов «Народы России» «Березовая девушка» Тувимская народная сказка
Цель: Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов
Тема недели: Наша Родина – Россия 07.11. – 11.11.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Государственные символы»
Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам. О государственных символах России.
Цели: Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране «Найди государственные символы России»
Цели: закрепить государственные символы России (флаг, герб, формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. «Путешествие по России»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение вести себя в общественном месте.
«Государственные символы России»
Цель:
Воспитание патриотизма через ознакомление детей с российской государственной символикой.
Чхл. А. Усачев «Русский дом» «Рассказ о родине»
Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.
Тема недели: Москва – столица нашей Родины 14.11. – 18.11.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Слава великих городов России»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны. «Защитники земли русской»
Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать уважение и любовь к России, ее героям.
«Историческое лото»
Цель: закрепление знаний исторических фактов, дат, личностей через
сопоставление.
Съемки фильма «Три богатыря».
Цель: развивать игровые навыки, актерские способности, формировать эмоционально-положительное и ответственное отношение к процессу киносъемки. «Богатыри земли Русской»
Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Чхл. А. Усачев «Русский дом» «Рассказ о родине»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.
Тема недели: Одежда. Головные уборы. Обувь 21.11. -25.11.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Одежда русских людей»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны. «Русский народный костюм».
Цель: Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа; «Русский народный костюм»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. «Швейное ателье»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. «Украшение кокошника».
Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Чхл. Н. Смирнов «Как ткани ткут и нити прядут»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.
Тема недели: Мебель 28.11. – 02.12.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Предметы быта»
Цель: формирование осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта). О русской избе.
Цель:
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; «Собери предмет».
Цель: закрепление знаний дошкольников о декоративно-прикладном искусстве, развитие зрительной памяти, внимания.
«Русская избушка».
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре.
Чашки для кукол»
Цели: Прививать интерес к народному творчеству через умение рисовать характерные элементы гжельской росписи, Чхл. Подборка стихов о посуде Л. Яковлев
Цель: формирование осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта).
Тема недели: Домашние животные 05.12. – 09.12.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
НОД «Домашние животные и их детеныши»
Цель: воспитание познавательного интереса к домашним животным, умения заботиться о них, ухаживать за ними, понимать пользу домашних животных в жизни человека. Беседа о домашних животных
Цель: воспитание познавательного интереса к домашним животным, умения заботиться о них, ухаживать за ними, понимать пользу домашних животных в жизни человека.
Дидактические игры и упражнения по теме «Домашние животные»
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта
Сюжетно-ролевая игра «Забота о домашних животных»
Цель игры: Воспитывать трудолюбие, добрые чувства к домашним животным, помощникам людей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе.
Продуктивная деятельность «Дорисовать домашнее животное»
Цель: формирование интереса к различным видам творчества
К. Ушинский
Слепая лошадь
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания к героям сказки
Тема недели: Дикие животные 12.12. – 16.12.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
НОД на тему «Дикие и домашние животные»
Цель: воспитывать любовь к разнообразию животного мира на Земле, бережное, гуманное отношение к животным.
Беседа «Какие звери живут в лесу?»
Цель:
Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными.
Дидактическая игра «Угадай и назови (дикие животные родного края)»
Цель: формирование социального и эмоционального интеллекта Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Цель: Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Продуктивная деятельность. Нетрадиционное рисование. "Ежик на полянке"
Цель: формирование интереса к различным видам творчества
Составление описательного рассказа о диких животных
Цель: формирование социального и эмоционального интеллекта. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни.
Тема недели: Зима. 19.12. – 23.12.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
НОД. Тема: Зимушка-зима
Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости на зимние изменения в природе. Беседа : «Где рождается снег?»
Цель: Формирование желания у детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель игры: формирование социального и эмоционального интеллекта «В зимнем лесу»
Цель: Развивать навыки положительного эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми. Продуктивная деятельность. Нетрадиционное изготовление снежинок
Цель: формирование интереса к различным видам творчества
Ч. Х. Л. Одоевский Сказка Мороз Иванович
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания к героям сказки
Тема недели: Новый год 26.12 – 30.12.
НОД Беседа Дидактическая игра Сюж. Рол. игра Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы
Тема: «Традиции русской семьи»
Цель: формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей. «Семья и семейные традиции»
Цель: Формировать представление о семье «Семья».
Цель: формирование у детей понятий о семье «Семейные праздники»
Цель: Закрепить знания о семейных традициях, воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим. «Моя семья»
Цель: Закрепить представление детей о родственных отношениях в семье (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка). Чхл. «Календарные и обрядовые праздники»
Цель: формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.