Татьяна Щербинина
Кружок духовно-нравственного развития дошкольников «Родник».
Приветствую всех гостей моего блога!
Обращение к духовно-нравственным традициям русской культуры видится мне наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Для нашей страны нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного потенциала носителя национальной культуры - русского народа. Задача духовно-нравственного развития дошкольников имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью мирапонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности ребенка.
Публикация «Кружок духовно-нравственного развития дошкольников „Родник“,» размещена в разделах
Перспектива работы кружка духовно-нравственного развития дошкольников как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи. Это сложный, многоплановый процесс, решение основных задач невозможно без согласованных действий всех участников образовательной деятельности. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении смогут только педагоги образовательного учреждения. А в условиях реализации ФГОС ДО вопросы духовно-нравственного развития подрастающего поколения являются одними из основополагающих.
Согласовав свои действия с родителями и в сотрудничестве с ними организовали кружок "Родник" в подготовительной группе дошкольного учреждения.
Оформили законодательно "Разрешение" со стороны родителей (если у вас в основной образовательной программе учреждения есть модуль "Основы православной культуры", то оформляется Соглашение с родителями)
Была проведена подготовительная работа с родителями с использованием различных форм сотрудничества: родительское собрание, диспуты, круглый стол, на которых родители не только знакомились с содержанием работы кружка, но и сами участвовали в образовательной деятельности и по созданию соответствующей развивающей среды.
Авторская программа кружка разработана мною на основе программы "Добрый мир" Л. Л. Шевченко.
Содержание работы кружка : мы с детьми учимся бережно относиться ко всему, о чем узнаем: и к маленькой травинке, и к человеку, учимся радоваться красивому доброму миру. Наши дети путешествуют по необыкновенным дорогам - добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, узнают "золотое правило жизни", учатся руководствоваться в своих действиях повелениями совести, беречь окружающий мир и много-много доброго.
А учит этому их культура, которая называется духовная культура. Знакомство с этим пластом культуры не только расширит кругозор ребенка, но и будет способствовать воспитанию самых главных нравственных качеств.
Формы работы кружка :
1. Чтение литературных произведений из серии "Детям о вере", "О материнской любви", "Доброе чтение" и т. д.
2. Цикл мероприятий "Задушевные беседы", целью которых ц является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя.
3. Знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них; постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении).
Инсценирование притчи "Ведро с яблоками"
Инсценирование "Притча о хлебе и доброй старушке"
Празднование "Веснянки"
Пришла Весна с добром, миром, угощением.
4. Тематические выставки детского творчества.
5. Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством храма.
Настоятель храма Казанской Божией Матери знакомит детей с иконографией.
6. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности.
Настоятель нашего храма дарит детям книги "Детская библия"
7. Слушание колокольной и духовной музыки на тематических мероприятиях.
Конкурс православных стихов "Духовная поэзия" (я помещала материал в блоге об этом замечательном мероприятии).
8. Совместные мероприятия с детской библиотекой.
Беседа цикла "О славянской письменности и книжной культуре" была посвящена святым, двум братьям Кирилле и Мефодии, просветителям славян, создателям славянской азбуки.
9. Участие в районном проекте и как результат - оформление страницы Рукописной Книги.
10. Экскурсии на природу (красота Божьего мира)
Результат работы кружка.
Традиционно в подготовительной группе каждого своего выпуска мы оформляем газету "Наши мечты", которая находится в музыкальном зале и сопровождает выпускной бал наших воспитанников. Рядом с фотографией ребенка помещается "его мечта". Несколько лет назад воспитанники выражали мечты в приобретении компьютеров, ноутбуков, поездки за границу, к морю и т. д. Теперь мои дети проникновенно говорили о том, о чем мечтают: Настя мечтает о том, чтобы рядом с ней всегда была ее семья, Вероника мечтает о выздоровлении своего больного дедушки, Саша поделилась с нами мечтой о том, чтобы ее мама больше не болела.
Это высшая оценка нашего огромного труда!
Ведь все начинается с детства!
Вам, большое спасибо, что были с нами! Здоровья доброго, благоденствия, душевного покоя!