ЮЛИЯ СОЛЯНИК
Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
ВАЖНОЙ ЦЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО, ОТВЕТСТВЕННОГО, ТВОРЧЕСКОГО, ИНИЦИАТИВНОГО, КОМПЕТЕНТНОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Несомненно, на сегодняшний день тема национально-нравственного воспитания очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне у детей знания национальных традиций.
Публикация «Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Многие люди забыли о ценностях и традициях своего народа. Отмечается занятость родителей детей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать к этому родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.
Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится общественным существом, усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
Базовые национальные ценности
российского общества:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Именно в дошкольном детстве закладываются основные принципы русской ментальности, человеческой морали и национальной духовности.
Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа является основополагающей отправной точкой в социальной жизни ребенка, развитием его духовного, психического и физического здоровья.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5. Формирование духовно-нравственных качеств.
Согласно ФГОС образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В своей работе мы активно используем произведения русского музыкального фольклора согласно возрастным особенностям дошкольников.
ЖАНР ВИД
Песни Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки
Игры с пением
Календарно-обрядовые
Песни Заклички, колядки
Шутки Частушки, считалки, скороговорки
Песни с движением Хороводы, плясовые, кадриль, строевые песни
Игра на ДМИ Оркестр, ансамбль
Слушание музыки Народная музыка,музыка русских композиторов
Сказки Мюзикл, театрализация, кукольный театр
Согласно новым требованиям ФГОС направлен на решение следующих задач:
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Участие дошкольников и родителей в празднике создаёт условие не только для их знакомства с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
В плане работы нашего ДОУ на летний оздоровительный период запланированы и уже были проведены такие мероприятия, как «Праздник русского лета», за основу которого были взяты народные игры, песни, участие сказочных персонажей (Березка, Лето, Леший, Чучело, «Праздник русской березки», «Путешествие в русский лес», спортивный праздник «Папа, мама и я-спортивная семья»; кукольный театр по мотивам русских сказок «Репка», «Колобок», «Как кот воеводой был», музыкальные развлечения «День полевых цветов», театрализация «Под грибом» по сказке В. Сутеева и т. д.
Хотелось бы отметить, что:
• Активно используя русский фольклор, мы вызываем интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.
• Развиваем представления детей о, традициях семьи преемственности,связывающей разные поколения.
• Обогащаем знания детей об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности.
• Знакомим с символикой России и в современное и в давнее время.
• Приобщаем детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
• Способствуем развитию познавательных способностей, любознательности детей.
• Воспитываем чувство гордости за свой народ, уважению к традициям, патриотизму и любви к родному краю.
В положении ФГОС ДО отражено, что родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки - «На Варвару красу», «Рождественские вечера», «Масленица». Спортивные соревнования – «Семейные старты», «Семейные олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья». Совместные выставки и конкурсы, такие как «Осенняя ярмарка», «Золотые руки мам», «Лучшая поделка ко дню Победы», «Старая новогодняя игрушка, открытка» и др.
Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка.
Подводя итог, хочется сказать, что в своей работе мы должны стремиться к воспитанию идеала личности гражданина России:
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Спасибо за внимание!
Исп. лит-ра:
ФГОС ДО-
Справочник муз. руководителя №3 2013г.
Статья :В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург