Лучший педагог года

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Константинова Ирина
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одним из средств формирования нравственного здоровья, развития творческих способностей, психологическое раскрепощение детей является театрализованная деятельность Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное по-могают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрали-зованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении ряда лет я являюсь руководителем театральной студии. Занятия в театральной студии это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Основная цель работы театральной студии : духовно нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на занятиях театральной студии нами были выделены три направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей. формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Воспитание любви к Родине. приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость); формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других; воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

3. Воспитание коллективизма. формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности с детьми, воспитателями, родителями и социальными партнерами с использованием разнообразных форм и методов работы.

В ДОУ созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности : 1. создана предметно-развивающая среда : - различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др. ; - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации.

2. подобраны специальные тексты;

3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр; 4. в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно действенные и речевые средства взаимодействия. Занятия кружка, начиная со второй младшей группы, проводятся систематически два раза в месяц, в свободное время детей знакомим с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации). Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность. Так во второй младшей группе - воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей, интерес и бережное отношение к театральным куклам. В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстни-ков. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией). В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников. У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. В ДОУ стало хорошей традицией проведение творческих педсоветов, совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно- нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для вос-питания будущей духовно развитой личности.

Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в театральной студии перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. За последние 3 года были показаны спектакли: «Дюймовочка», «Под грибом», «Путешествие пирожков», «Три поросенка», «Котята и перчатки» и др. Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно –нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества МКДОУ с семьей.

https://det-sad-4.narod.ru/konstantinova.pdfПРЕЗЕНТАЦИЯ

Публикации по теме:

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста .

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей ВВЕДЕНИЕ Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья. В настоящее.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 21:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД