Елена Потурнакова
Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Потурнакова
Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Министерство образования дали разрешение на присутствие духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях и школе, начиная с начальных классов и включая среднее и старшее звено учащихся. Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является объединение духовно-нравственных ценностей, интересов человека, семьи и общества. Русский педагог, религиозный философ В. В. Зиньковский утверждал, что источником психического развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребенке. В целенаправленном развитии ребенка должны присутствовать все три формы духовно-нравственного воспитания : нравственное – различие добра и зла; эстетическое – прекрасное и нелепость; религиозное – истина и ложь. В дошкольном детстве формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Поэтому система духовно- нравственного воспитания в дошкольных учреждениях должна нормально функционировать. Основа духовно- нравственного воспитания – духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие. Дух, который царит в семье, детском саду, школе, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Детство – есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
Российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно- нравственных ориентиров среди молодежи. Актуальность связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. До боли знакомые каждому человеку слова – Россия, Родина, родной край … стали уходить на второй план. Наше время полно противоречий и тревог, привычны сейчас слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность «. Рост научно-технического прогресса, бесконечные открытия, изобретения породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства перед духовным Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно- нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Немаловажная проблема духовно- нравственного воспитания – проблема политическая. Духовно- нравственная сфера заполняется суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Засилие иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально ощутить глубину нарушений и характер неисправимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода, внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы. (Игумен Евмений). Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно- нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Решая проблемы духовно- нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно- нравственные принципы детям станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлющей частью достойного человека.