Еремеева Ирина
Программа кружковой работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
№ п/п Раздел программы стр
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка 3
Цели и задачи реализации дополнительной программы 4
Принципы формирования дополнительной программы 5
Значимые для разработки и реализации дополнительной программы возрастные и индивидуальные особенности 5
1.2 Планируемые результаты освоения программы 7
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание дополнительной образовательной программы 9
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы 10
Публикация «Программа кружковой работы ДОУ» размещена в разделах
2.3 Способы поддержки детской инициативы 11
2.4 Взаимодействие с семьями 11
2.5 Взаимодействие с социумом 11
Раздел 3. Организационный
3.1 Комплексно-тематический план работы 12
3.2 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики 15
3.3 Описание материально-технического обеспечения программы 16
Список литературы 17
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Программа кружка предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий : Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е. В. «Я считаю до 10. Математика для детей 6-7 лет».
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Программа кружка составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»;
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п. 12,17,21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (с изменениями);
- Устав ДОУ;
- Учебный план.
Цель программы :
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.
3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Данная программа с дошкольниками формируется на основе следующей системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т. п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.
Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т. п., речевое развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты, социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с сентября по май включительно, что составляет 35 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.
Кружок «Подготовка детей к обучению в школе» проводится с детьми, зачисленными на основании заявления родителей (законных представителей) и на основании Приказа «По контингенту детей».
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
-Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Диалог и монолог.
- Рассуждение.
- Составление рассказа по картине.
- Пересказ короткого текста.
По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
-пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине. Высоте. Толщине. Используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание дополнительной программы
Развитие речи ФЭМП
1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки 1. «Устный счет». Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами
1.«Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов
2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения 1. «Найди меня!». Учить детей ориентироваться в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе.
2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого
1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине
2. «Знакомство со звуками». Формировать умение составлять слова из слогов
3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать 1. «Дни недели». Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности.
2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5
1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи
1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9
2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число
1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов.
1. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение)
1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию
2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст 1. «Ориентация на плоскости листа». Закреплять знания детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями.
2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части
1. «Составление рассказа по теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать 1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел
2. «Образование чисел от 1 до 10»
Познакомить детей с числами второго десятка.
1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый анализ слова
2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания 1. «Задачи». Дать детям представление об арифметической задаче.
2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи.
1. «Посидим-поговорим». Итоговое занятие. 1. «Подводим итоги»
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Основная форма организации работы – микрогруппа, игровая, т. к. именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной дополнительной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти). Используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами, магнитная доска, предметные картинки для составления предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов, рабочие тетради и др.
2.3 Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
- тематический уголок «Скоро в школу» (глобус, колокольчик, книги про школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»);
- игровое дидактическое пособие по математике;
- магнитная азбука;
- обучающие настольные игры;
- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»;
- рабочая тетрадь «Я считаю до 10».
2.4 Взаимодействие с семьями
Форма работы
Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников
Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», «Мой ребенок - левша», «С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки детей к школе».
Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов
2.5 Взаимодействие с социумом
Мероприятие
Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.
Посещение школы.