Щепкина Татьяна Викторовна
Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : по кружковой работе экспериментальной деятельности
«Познаю мир» в МБДОУ
"Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей
часто лежат в ограниченности их интеллектуальных
впечатлений, интересов".
Н. Н. Поддъяков
Публикация «Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности „Познаю мир“ в ДОУ» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения детей к объектам и явлениям природы.
Но так как свою работу начала с младшей группы, то и опыты были простейшие, в игровой форме – с водой, с песком, снегом, султанчиками. С каждым годом опыты усложнялись - в средней группе мы уже узнали, какие предметы тонут в воде, а какие остаются на плаву, учились скатывать мокрую бумагу, играть с солнечными зайчиками, наблюдать через разноцветные стёклышки, лепить из песка угощение куклам и др.
В старшей группе мы с детьми определили, что вода на имеет формы, вкуса, цвета и запаха, научились строить замки из песка (проводили конкурсы на участке в летнее время «Самый красивый замок», научились сеять песок через сито. Проводили опыты «Почему птицы плавают?», «Что такое пар?», «Дыхание растений», «Где растению лучше жить?»
В подготовительной группе закрепляем знания детей о свойствах воды, узнали о круговороте воды в природе.
(По этой теме было показано открытое занятие на городское метод. объединение - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда)
В уголке природы посадили лук в воду, в землю и оставили лук в шкафу, выяснили, что в земле лук пророс быстрее. Почему? Посадили овёс, огурец, укроп, помидор в землю и в воду наблюдаем что будет.
Для большей заинтересованности детей посетили кабинет Химии в школе №3.
Дети были в восторге, ведь они увидели настоящую лабораторию и интересные опыты. Пообещала, что мы тоже научимся делать такие фокусы.
Но всей этой работе предшествовала работа самого воспитателя.
Для начала ознакомилась с литературой, составила перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности, определила цели и формы работы, с помощью родителей организовала уголок экспериментирования.
Цель опытно – экспериментальной деятельности : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Содержание работы :
• изучение методической литературы по экспериментальной деятельности;
• составление перспективного плана;
• взаимодействие с семьями воспитанников;
• сбор информации, материалов, просмотр видеофильмов;
• проведение занятий, игр, наблюдений, поездок;
• выполнение домашних заданий при решении задач экспериментальной деятельности;
• выполнение самостоятельных творческих работ детей и родителей - поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. п. ;
• презентация, открытое занятие «Что? Где? Когда?»,
• издание альбома совместно с детьми;
• подведение итогов на педсовете, обобщение опыта работы.
Результат познавательно - проектной деятельности :
• формируется субъектная позиция ребенка, раскрывается его индивидуальность;
• реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию воспитанников;
• развивается умение планировать деятельность;
• формируются коммуникативные навыки – представление результатов своей или совместной работы.
Формы работы :
1. Занятия;
2. Плановые эксперименты;
3. Дидактические игры;
4. Беседы;
5. Наблюдение и труд;
6. Работа в лаборатории.
Использовала разные формы организации детей:
индивидуальная,
групповая (с подгруппой,
фронтальная (со всей группой).
Создание предметно-развивающей среды
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, поэтому привлекла всех родителей.
Необходимо выстраивать взаимодействие с родителями воспитанников:
• Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
• Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
• Оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации, памятки, рекомендации)
• Оформление папки «Мои открытия».
• Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
• И другое…
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Мною организовывали различные конкурсы поделок из природного материала «Новогодняя сказка», «Осень Золотая», «Украсим наш участок». Родители с удовольствием откликались и вместе с детьми готовили поделки. Каждая поделка не оставалась без внимания – на детских утренниках обязательно дети вместе с родителями получали грамоту. Многие поделки украшают наш уголок природы. Родители приняли также большое участие и в организации нашей лаборатории обеспечили её песочными часами, различными колбочками, природным материалом и другим необходимым.
Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.
В нашей мини- лаборатории имеется:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Свои знания дети закрепляют в дидактических, сюжетно-ролевых играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
Критерии эффективности детской проектной деятельности
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка.
Исследовательская работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Таким образом, обобщение моего многолетнего опыта работы, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.