Алсу Юртайкина
Круглый стол для воспитателей «Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей
Круглый стол для воспитателей :
«Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Публикация «Круглый стол для воспитателей „Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики детей“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. В русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также игра - драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Пальчиковый театр объединяет пальчиковые игры и игру – драматизацию, который многими используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Для драматизации нужно использовать это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора. Прочтение сказки должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения.
2. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации - все это также способствует развитию речи детей.
Занятия играми с пальчиковым театром, несомненно, полезны:
1. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Вывод: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять этому большое внимания. Игры с пальчиковым театром помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.