Чеботаева Наталья
Круглый стол для педагогов «Способы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Совершенствовать педагогическое мастерство.
Задачи: Расширить знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Обучить педагогов игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Публикация «Круглый стол для педагогов „Способы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, корректурные таблицы, фишки зеленого, желтого цвета, оборудование к играм.
Организация и проведение:
- Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру «Волшебные очки»
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.
Инструкция: У меня есть волшебные очки, когда их надевают, сразу видят что – то хорошее в человеке. Педагоги говорят комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о семинаре. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»
По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Я предлагаю каждому участнику семинара отобрать карточку нужного цвета:
- если вы считаете себя вполне компетентным в вопросе познавательной деятельности дошкольников – зеленую;
- если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую;
- если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.
(Выполнение задания)
- На доске, наряду с карточками зеленого цвета мы видим карточки и желтого и красного цвета. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на познавательное развитие дошкольника в целом.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. - Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.
Игра «Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
Игра «Лавина»
Дидактическая задача : развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Игровые действия: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть предметы, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Например: яблоко; яблоко, груша; яблоко, груша, слива и т. д.
Уважаемые коллеги!
В последнее время внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс стало одним из основных направлений работы современных дошкольных учреждений и в первую очередь это требует от воспитателя соответствующего профессионально-личностного развития, творческого и исследовательского потенциала. Именно поэтому очень важно педагогам не стоять на месте, а заниматься повышением своих профессиональных навыков и умений.
Сегодня я хочу познакомить Вас с очень интересной технологией развития познавательной активности детей дошкольного возврата на основе корректурных таблиц, которую разработал доктор педагогических наук Натальи Васильевна Гавриш.
Корректурные таблицы- это информационно- игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30, заполненных предметными картинками 9 цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу - тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9- 12, для старших- до 25- 30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам.
Целесообразно каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом- это значительно расширяет развивающие возможности таких таблиц: самопроизвольно дети запоминают цифру и образ печатног слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использовнию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова.
Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности. Пособие является универсальным, т. е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.
Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами: -взрослый обьявляет вопрос или задание, дети выполняют его, обьясняя свои действия;
- вопрос, задачи представлены на карточках с помощью символических знаков; которые дети должны самостоятельно прочитать;
- дети работают с незаполненной таблицей- рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т. д.
Тематика корректурных таблиц может быть достаточно разнообразной: Времена года, Животный мир, Растительный мир, Посуда, Мебель, Одежда, Транспорт. Профессии, В мире сказок, Готовимся в школу.
Сегодня я вам покажу, как организую работу с корректурными таблицами с воспитанниками своей группы.
Корректурная таблица «Профессии»
Д/И «Кому что нужно для работы»
- указка;
-Гитара;
- Шприц;
- Грабли;
- Ножки;
- Как вы думаете, какая профессия включает в себя все эти профессии.
Корректурная таблица «Живое – не живое»
- Назовите слова, в который есть звук «А»;
- Назовите слова, которые состоят из одного слога;
- Назовите слова которые отвечают на вопрос «Кто?;
- На вопрос «Что»?
Корректурная таблица «Геометрические фигуры»
- Назови фигуры зелёного цвета?
- Назови фигуры синего цвета»
- Назовите только геометрические фигуры?
- Назовите геометрические тела?
- Назовите фигуры под номером «2, 4, 8?
Корректурная таблица по сказке «Колобок»
- Разложить в той последовательности, по которой построен сюжет сказки.
- А теперь предлагаю перевоплотиться в героев сказки и обыграть ее!
Рефлексия