Елена Русинович
Круглый стол для молодых и новых педагогов «Мой идеальный коллектив»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель круглого стола : выявить предпочтения педагогов, ожидания от коллектива, тревоги.
Теоретическая часть.
Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Педагогический коллектив, как и любой другой, являет собой организм который может расти и успешно развиваться только в условиях эмоциональной гармонии. Коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.
Публикация «Круглый стол для молодых и новых педагогов „Мой идеальный коллектив“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Нельзя так же забывать, что наш коллектив, это в основном женщины, с разным жизненным опытом, системой ценностей. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Необходимо проявлять гибкость и в общении, и в решении проблем, предупреждать и корректно разрешать конфликтные ситуации. Налаживание отношений между людьми создает сплоченность коллектива. Как и любые человеческие сообщества, наш педагогический коллектив не может существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации и как следствие-ухудшение эффективности образовательного процесса.
Новые специалисты – самая уязвимая часть коллектива дошкольного учреждения. Важно помочь им наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Практическая часть.
1. Упражнение «Приветствие без слов»
Каждый из участников должен поздороваться педагогами, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс, так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических : групп пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).
2. Задание педагогам :
записать характерные черты, по их мнению, идеального коллектива (на задание дается 5 минут, обсуждать с другими нельзя).
3. Обсуждение характеристик идеального коллектива всей группой педагогов. Составление общей характеристики.
4. Решение проблемных ситуаций. Педагоги инсценируют предложенные проблемные ситуации и совместно пытаются их решить:
- возникла необходимость дать открытое занятие,
- возникла необходимость поменяться сменами с напарницей,
- нужно обсудить с музыкальным руководителем то, что вас не устраивает в сценарии утренника,
- напарница все хлопоты с новогодним утренником возложила на вас.
5. Упражнение «Я люблю…»
Педагогам предлагается по кругу закончить фразу : я люблю свой коллектив, потому что…
Рефлексия: обсуждение с педагогами того, чем полезен был круглый стол.
Используемая литература:
1. Большаков В. Ю. «Психотренинг» СПб, 1994.
2. Семенова Е. М. «Психологическое здоровье ребенка и педагога» под ред. Панько Е. А. – Мозырь, 2010.