Наталья Соломаха
Круглый стол для педагогов «Проектная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога.
Наталья Соломаха
МБДОУ №44 Детский сад «Колобок»
Солнечногорский район
Цель:
теоретически обосновать особенности проектного обучения в системе учебных занятий, доказать эффективность её использования. Определить направленность её применения.
Задачи:
Публикация «Круглый стол для педагогов „Проектная деятельность“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Раскрыть понятие проектного обучения.
Определить задачи проектного обучения.
Определить предмет проектного обучения.
Изучить содержание технологии проектного обучения.
Обосновать необходимость внедрения метода проектов в ДОУ на современном этапе.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.
Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.
Тема педагогическое проектирования, как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.
Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продук-тивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т. к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
на продуктивности воображения;
силе и свободе творчества;
логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;
стимулу к развитию социальной активности;
эмоциональном окрашивании жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
Элементы проектной деятельности :
• Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы, формулировка предположения (гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия
• Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.
Задачи проектной деятельности :
• Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
• Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
• Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
План работы воспитателя по подготовке проекта
Проектная деятельность содержит :
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);
поиск и обработка информации, материала;
включение в проект игр и других видов детской деятельности;
домашние задания для самостоятельного выполнения;
презентация проекта, открытое занятие;
оценка полученных результатов и выводов.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются :
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно – практико - ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:
внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);
мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др. ;
профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);
мотивы личностной самореализации.
Степень сформированности инновационной деятельности у педагога - педагог осознает необходимость самосовершенствования, целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование,
креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и педагогическом проектировании, все это мотивирует его инновационную деятельность.
Примерная схема осуществления проекта
«Мама, папа, я - спортивная семья»
Этапы
программы Виды деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Спортивный мир Виды спорта, их классификация
Географические представления. Работа с картинками о видах спорта, спортивной одежде, ее соответствии разным видам спорта. План спортивной площадки возле дома.
Сезоны года По сезонам года - рисунки, аппликации, коллажи «Виды спорта, которыми занимается наша семья».
Составление семейных альбомов «спортивная жизнь нашей семьи», «Виды спорта, которые мы будем осваивать».
Конструирование «Спортивный комплекс», «Стадион», «Спортивная площадка». Спортивные снаряжения и атрибутика, в том числе, в семье.
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Я - спортсмен», «Угадайте виды спорта по спортивному инвентарю»; «Спортивный инвентарь», «Спортивный магазин» и т. д.
Игры: «Спортивная ходьба», «Мы – надежда олимпиады», «Как закаляться», «Делаешь зарядку-здоровье в порядке» и пр.
Социальное развитие Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи.
Права и обязанности спортсменов, кто отвечает за спорт в семье.
Оформление газеты: виды спорта в нашей семье в разные сезоны года, с рисунками, сопровождающими текстами.
Речь и речевое общение Рассказы детей по темам: «Наши любимые виды спорта», «Выходной день в моей семье», «Спортивные достижения нашей семьи», «Летние виды спорта в нашей семье», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».
Словотворчество. Создание альбомов «Моя спортивная семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Веселые старты».
Выступление приглашенного спортсмена с рассказом о пользе зарядки, здорового образа жизни, спорта и мире спорта.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Художественная литература Пословицы и поговорки о спорте.
Чтение сказок Евгения Пермяка «Памятные узелки», стихов С. Маршака, А. Барто и проч. стихи о детях и спорте, Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье.
Декоративно-прикладное искусство и дизайн Рисование «Виды спорта в рисунках», «Семейные виды спорта», «Мы на отдыхе», «Моя семья», «Моя комната», «Любимый вид спорта мой, папы и мамы».
Выпуск семейных газет.
Составление коллажей, аппликаций, посвящённых спорту из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Мама, папа, я - спортивная семья».
Культурно-развлекательная Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями спортивных соревнований.