лариса ромашина
Круглый стол для педагогов в детском саду «Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов на тему :
«Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?»
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: «sex» и «gender». Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе – пол как систему полоролевых отношений.
Публикация «Круглый стол для педагогов в детском саду „Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Итак, пол – это совокупность анатомо-физиологических особен-ностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
В то же время гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.
В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1) Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек;
2) Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности;
3) Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Психологические отличия мальчиков и девочек
1) Девочки более послушны, чем мальчики;
2) Мальчики больше хотят отличиться;
3) Мальчики более изобретательны, чем девочки;
4) Девочки более работоспособны, чем мальчики;
5) Мальчики занимают больше места;
6) Мальчики не должны плакать;
7) Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.
Чем отличаются мальчики от девочек :
1) Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;
2) Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
3) Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
4) Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
5) Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;
6) Девочки – ладонью;
7) Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
8) Девочки поворачивают только голову;
9) У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
10) Девочки дышат грудью;
11) Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
12) Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
13) Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
14) Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
15) Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
16) Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
17) Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;
18) Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину;
19) Пояс на халате завязывают ниже пупка;
20) Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;
21) Уши затыкают ладонями;
22) Уши затыкают пальцами;
23) Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
24) Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
25) Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
26) Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
27) Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.
28) Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства
1) игры;
2) народные сказки;
3) пословицы;
4) колыбельные песни.
Методы:
1) игры;
2) познавательно-развивающие этические беседы;
3) проблемные ситуации;
4) схемы-действия.
Форма:
1) игровая деятельность;
2) экспериментальная;
3) проблемно – поисковая.
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:
3 типа мотивации:
1) игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения);
2) личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры);
3) общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
1) На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
2) На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
3) На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.