Папки-передвижки

Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ»

Иванова Маргарита Сергеевна
Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство педагогов с рефлексивными техниками; создание позитивно-эмоционального единства группы; создание в группе атмосферы эмоциональной свободы.

Здравствуйте,уважаемые коллеги! Прошу сесть на стулья расположенные кругом.

Упражнение «Поменяйтесь местами» на эмоциональный и физический разогрев и вхождение в группу. Этот этап задает тон всей встрече.

Данное упражнение побуждает участников группы взаимодействовать друг с другом,

снимает напряжение, создает атмосферу сотворчества и эмоционального единства.

Публикация «Круглый стол для педагогов „Использование рефлексивных техник в ДОУ“» размещена в разделах

Ход упражнения: все участники сидят на стульях кроме ведущего, задав вопрос, при ответе на который большинство играющих встали бы со своих мест. Вопрос прост: «Поменяйтесь местами все, кто…».

- у кого двое детей

- родился весной

- кто работает в старшей группе

- у кого светлые волосы

- работает более 10 лет педагогом

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. По окончании образовательной деятельности, игры, развлечения, праздника педагог задается вопросом. С каким настроением вышел ребенок? Что узнал нового? А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия : педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже с раннего возраста.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :

• физическую (успел – не успел)

• сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)

• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, подбираем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, цветочки, флажки двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:

• радостный,

• улыбающийся,

• задумчивый/грустный,

• слезливый,

• сердитый.

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо :

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, конкурс, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

Из своего опыта работы могу привести пример использования одной из форм рефлексии «Ромашка», которая была использована на итоговом родительском собрании в первой младшей группе кратковременного пребывания

«Ромашка» это свободная, доверительная форма общения, являющаяся уникальной формой коллективной работы в нашем случае «воспитатель – родители». Во время откровенного разговора родители поделились своими радостями, удачами, успехами,какие знания приобрели их дети в стенах детского сада.

При проведении рефлексии «Ромашка» очень важен положительный эмоциональный настрой всех участвующих, их готовность к разговору. Все участники встают в круг. Ведущий берет ромашку, как символ группы. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, кому в данный момент предоставляется слово, остальные в это время молчат и внимательно слушают, не перебивая его. Вести «Ромашку» не просто, так как педагог должен быть готов поддержать всех высказывающихся. Каждый должен быть уверен, что его слова, его мнение будет услышано.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

• сегодня меня порадовало…

• сегодня меня огорчило…

«Солнечное настроение». Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое. Таким образом, можно определить эмоциональное состояние группы. Затем провести индивидуальные беседы с детьми и узнать, почему у них не совсем солнечное настроение.

В подготовительных группах детского сада, можно использовать такую форму рефлексии, как мешочки знаний. Педагоги после каждого занятия или доброго дела дают ребятам звездочку. Звездочки могут быть:

Красного цвета - очень хорошо;

Желтого цвета - что-то не получилось, но очень старался;

Синего цвета - не старался, такие звездочки должны присутствовать, но получать их наверное никто не будет стараться.

Которые могут быть закреплены у детей в индивидуальных шкафчиках.

В школу мы с тобой пойдем,

Но сначала.

Мешочек знаний соберем.

Что-то новое узнал,

Слово правильно сказал,

Ты играл и рисовал, никого не обижал

Звездочку скорей бери

И в мешочек положи.

Много звездочек в мешочке.

- В школу хочешь?

- Очень, очень!

Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия.

Например, у меня было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии беру «Осьминогов» больших и маленьких (по кол-ву детей).

- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось возьмите себе большого осьминога, а если нет то маленького. Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Все в наших руках.

Вопросы для обсуждения

Как вы думаете на что направлена рефлексия в доу?

Как часто вы применяете метод рефлексии в различной деятельности с дошкольниками?

Преимущества использования рефлексии?

Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Не зря мы сказали - все в наших руках.

Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.

Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь. " Для этого упражнения нужно взяться за руки.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ Выполнила Братцева Мария Сергеевна МКДОУ ДСОВ №15 В истории дошкольной педагогики проблема развития творчества всегда была одной из актуальных.

Круглый стол ДОУ «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» Круглый стол ДОУ: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» Современный детский сад помогает благополучной семье.

Круглый стол для родителей и педагогов «Театр и дети» МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида Круглый стол с родителями «Театр и дети» Провела воспитатель МБДОУ.

Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи»Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи» 20 ноября в группе раннего возраста «Кроха», прошло родительское собрание. Воспитателями (Смирнова А. В., Белова Г. Б., был организован круглый.

Круглый стол для родителя «Знаю ли я своего ребёнка» «Знаю ли я своего ребёнка» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. ХОД ВСТРЕЧИ.

Круглый стол для воспитателей по экологическому воспитанию Ход круглого стола: Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов активизировать свою деятельность;.

Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста» Теоретические аспекты применения • Возраст применения пальчиковых игр от 1 до 2,5 лет • На данном этапе развития ребенок является пассивным.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Мастер-класс для молодых педагогов «Использование различных техник по изготовлению новогодней елки»Мастер-класс для молодых педагогов «Использование различных техник по изготовлению новогодней елки» ЦЕЛЬ: -Познакомить педагогов –дошкольников с опытом работы по теме: «Использование различных техник по изготовлению новогодней елки» -Поделиться.

Круглый стол с родителями «Физическое воспитание в ДОУ» Тема: Физическое воспитание в ДОУ. Форма взаимодействия с родителями: круглый стол. Цель: Ознакомление родителей с современными подходами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ»
Опубликовано: 18 января 2019 в 09:50
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Маргарита Сергеевна (УИ 120386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД