Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды. (слайд №3)
Предметно- развивающая среда организуется на основе следующих принципов:слайд№ 4
1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.
Публикация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде : слайд№5-6
• - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• • реализацию различных образовательных программ;
• • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• - Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
4) Вариативность среды предполагает :
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
5) Доступность среды предполагает :
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Роль предметно - развивающей среды в развитии детей на примере ее основных функций: слайд№ 7
1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
2. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
3. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Принципы создания предметно - развивающей среды; слайд№8
• 1. Принцип вариативности
• - определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.
• 2. Принцип целостности образовательного процесса
• - наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.
• 3. Гендерный принцип
• - обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
• 4. Принцип учета возрастных особенностей
• - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
• 5. Принцип опережающего развития
• - наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития
• 6. Принцип интеграции
• - материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.
• 7. Принцип информативности
• - разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт
• 8. Принцип трансформируемости
• - возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.
• 9. Принцип эмоционогенности
• - индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.
Примерный перечень зон для организации предметно - развивающей среды :слайд№9
1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие матем. представлений и пр.);
3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).
Алгоритм формирования предметно - развивающей среды
Функциональный модуль «Игровая»; слайд №11
Назначение функционального модуля
1. • организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
2. • включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
3. • формирование и коррекция индивидуального развития детей;
4. • создание условий для гармоничного развития детей.
Реализуемые виды деятельности
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Изобразительная.
5. Музыкальная.
6. Двигательная активность.
7. Восприятие художественной литературы и фольклора.
8. Конструирование из различных материалов.
9. Трудовая.
Функциональный модуль «Творчество»
развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;
развитие детского творчества;
развитие продуктивной деятельности детей;
Функциональный модуль Речевое развитие
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Функциональный модуль Познавательное развитие
Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, современные пазлы.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.
В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.
В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.
«Музыкально — театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.
«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Социально-личностное развитие.
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.