Марина Викторовна Алимова
Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по 5-ти образовательным областям :
Публикация «Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
Вариативность среды предполагает :
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Игровую среду следует рассматривать как основную часть пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Профессионально организованная, она позволяет воспитанникам не только реализовывать свои игровые потребности и интересы, но также осваивать доступные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждёт их за порогом детского сада.
Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых секторов, стимулирующих развитие различ-ных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства.
БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИГРОВОЙ СРЕДЫ
1. Сектор театрализованных игр.
2. Сектор сюжетно-ролевых игр (в младшей группе сектор готовых сюжетов).
3. Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».
4. Сектор строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.
5. Сектор дидактических игр.
6. Сектор игр спортивной тематики.
Все компоненты игровой среды взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя целостное игровое пространство.
Таким образом, раскрывая основные подходы к созданию игровой среды развития детей, происходит её интеграция в общую образовательную среду детского сада, обеспечивая последовательную и своевременную трансформацию в связи со спецификой возрастного развития воспитанников.
Старший воспитатель: М. В. Алимова
г. Ейск, 2015 год