татьяна попова
Тематические дни в детском саду в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические дни в детском саду
в контексте ФГОС ДО
В дошкольном образовании изменились требования к построению образовательного процесса в ДОО с принятием Федерального государственного образовательного стандарта. Большое внимание уделяется комплексно-тематическому принципу и принципу интеграции образовательных областей, без которого первый фактически не возможен.
Публикация «Тематические дни в детском саду в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Тематическое планирование отвечает данным требованиям. Погружение в тему дает возможность не только интегративно решить воспитательно-образовательные задачи из разных образовательных областей, но и использовать все виды детской деятельности, которые организуются максимально интересно и полезно для детей.
Тематика дней может быть самой разнообразной, связанной с каким-то значительным событием, праздником или деятельностью детей. Главное, чтобы темы были социально значимыми для общества, семьи и вызывали личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса.
Тематической может быть и целая неделя. Тематические дни в такие недели можно наполнить самыми разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом, играми-путешествиями, пластическими этюдами, элементами психогимнастики, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением познавательных сказок и рассказов, творческой деятельностью и т. п.
Не нужно стремиться привлечь всех детей ко всем видам деятельности. Это утомляет и снижает их интерес. Желательно работать по подгруппам, учитывая интересы и потребности ребят, чаще с ними советоваться.
Средняя группа
Тематические дни
1день
Совершаем добрые поступки
Основные задачи:
• Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный»;
• Развить чуткость, отзывчивость, внимание;
• Сформировать культуру общения.
Игровой персонаж: волшебный цветок (сделан из гофрированной бумаги, который распускайся только от добрых дел детей.
УТРО
Сюрпризный момент
Когда все дети соберутся, педагог обращает их внимание на цветок в вазе, который она нашла по дороге в детский сад. «Бутон цветка был закрыт. Когда я его подняла, то услышала тоненький голосочек, оглянулась вокруг-никого. Стала прислушиваться. Оказывается, это цветок что-то хотел сказать. А рассказал он вот что. То был волшебный цветок, который вырастила Фея Доброты. Его украл злой волшебник, чтобы все люди стали злыми, сердитыми, угрюмыми. Но когда он нес его, то цветок случайно выпал и остался лежать на дороге в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых детей, которые умеют жалеть, никого не обижают, всем помогают, приходят на помощь, когда ком-нибудь плохо, не бросают друга в беде».
Педагог спрашивает у детей, правильно ли она сделала, что принесла цветок в группу? Предлагает помочь цветку распуститься от их добрых дел.
Беседа с детьми
«Как и чем можно порадовать близких»
Цель: научить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверстникам, родным; обогатить детей действиями и поступками, которые могут порадовать близких; развить диалогическую речь детей.
Педагог предлагает собраться вокруг цветка и рассказать ему о том, как добрыми поступками дети радуют своих близких.
ДЕНЬ
Труд в уголке природы
Цель: совершенствовать трудовые умения по уходу за растениями; воспитать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и определить, кто или что нуждается сейчас в добрых делах, помощи детей.
Педагог каждый раз обращает внимание детей на цветок, когда дети помогают помощнику воспитателя, уступают друг другу в играх, мальчики ухаживают за девочками, дети вежливо разговаривают и т. д.
Психогимнастика «Спасем Доброту»
Цель: научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок»; развить внимание, смелость; научить расслабляться.
Педагог говорит детям, что Фея Доброты осталась без волшебного цветка. Злому волшебнику помогала Баба Яга, которая держит Доброту в заколдованном лесу. Предлагает детям освободить её.
Варианты деятельности: путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия», труд в уголке игрушек «Поможем нашим игрушкам» и т. д.
Дидактическая игра
«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме»
Цель: воспитать внимание доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям; научить вежливой форме общения; развить чувство композиции, эстетический вкус.
Оборудование: искусственные цветы или открытки с цветами, цветочными композициями.
Педагог предлагает детям организовать магазин цветов, в котором можно выбрать цветы для букета и вазочку для него. Цветы любят все, и конечно мамы, полученные цветы радуют, вызывают чувство благодарности.
Чтение стихотворения с движениями
«Мы-ребята-мастера»
Цель: развить чувство ритма, темпа, моторику, внимание, речь.
Педагог говорит, что для мам они составляли букет и учились их дарить. А как они помогают папе? Предлагает об этом прочитать стихотворение и показать движениями.
Стул сломали мы вчера. (Левую руку сгибают в локте, поднимают)
Мы-ребята-мастера. (Указательным жестом показывают на себя; большой палец вверх)
Молотком тук-тук стучали, (Кулачок на кулачок)
Гвозди долго забивали. (Стучат кулачок о вытянутый указательный палец)
Получилось как-то криво, (Вытягивают руку, показывают диагональ)
Отпилили мы красиво. (Совершают поступательные движения ребром ладони)
Зачищали шкуркой долго, (Потирают ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким, (Потирают по руке ладонью вверх-вниз)
Верх узором украшали, (Указательным пальцем в воздухе рисуют волнистую линию)
Папу посмотреть позвали. (Делают зовущий жест рукой)
Сюжетно-ролевые игры «Семья»,
«Водители», «Службы помощи»
Цель: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; научить отображать в играх добрые поступки окружающих людей.
ВЕЧЕР
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»
Цель: поупражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражения, мимику, позу.
Педагог вносит клубок ниток, говорит детям, что он необычный, в нем спрятано много добрых, ласковых, нежных слов. Предлагает детям сесть в кружок. Дети передают друг другу клубок, наматывая нить на палец и говоря рядом сидящему что-то доброе.
Рассматривание сюжетных картинок
Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.
Педагог говорит, что около цветка она нашла конверт с картинками. Наверное, цветок хочет, чтобы мы их рассмотрели и рассказали о поступках детей на этих картинках, оценили их.
Показ кукольного театра (любая пьеса на тему дня)
Цель: доставить детям радость, привлечь к оценке поступков героев; развить чувственный мир детей.
В конце дня педагог обращает внимание детей на то, что цветок распустился и Фея Доброты спасена. Люди будут добрыми, если дети совершают такие добрые дела.
2день
Отправляемся в путешествие
Основные задачи:
• Закрепить знания детей об окружающем;
• Развить воображение, выразительность речи, пантомимики;
• Сформировать интерес к совместным со сверстниками и взрослыми играми;
• Создать положительный эмоциональный настрой.
УТРО
Сюрпризный момент
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание, замотивировать детей.
Педагог обращает внимание детей на полку с игрушками, где находятся машины и среди них паровозик, которого раньше не было. Педагог спрашивает у детей, кто принес игрушку. Делает предположение, что паровозик этот не простой. Предлагает рассмотреть его и находит в нем записку. В записке написано, что паровозик приехал к детям из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Он сам очень добрый любит всех возить по лугам, полям. Знает, что дети этой группы веселые, добрые, любят играть, путешествовать. Педагог спрашивает у паровозика, как дети поедут на нем, если он такой маленький. Паровозик предлагает детям произнести волшебное заклинание с закрытыми глазами и представить себе большой паровоз. Когда дети закрывают глаза, педагог надевает на голову фуражку, в руки берет свисток. Предлагает детям на целый день отправиться в длительное путешествие.
ДЕНЬ
Первая остановка «Спортивная»
Ритмическая гимнастика
Цель: развить двигательную активность, моторику разных частей тела, координацию движений.
Вторая остановка «Заправочная» - завтрак
Третья остановка «Деревня моей бабушки»
Цель: закрепить знания о домашних животных, деревне; развить воображение, пластику, звукоподражательные навыки, умение согласовывать движения со словами; сформировать желание участвовать в совместных играх.
Четвертая остановка
«Путешествие в страну Литературию»
Чтение или пересказ художественных детских произведений, сказок (например «Путешествие Незнайки на Луну).
Цель: развить внимание, интерес к художественной литературе, умение отвечать на поставленный вопрос, эмоционально реагировать на поступки героев, события.
Пятая остановка «Игротека»- прогулка
Подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры с песком, водой, другими природными материалами.
Шестая остановка «Следопыты»
Наблюдение в природе «По муравьиной тропе»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде муравьев, способе передвижения, повадках; развить активный словарь по теме.
Игра-беседа «По муравьиной тропе»
Цель: развить воображение детей, наблюдательность, интерес ко всему живому, желание защитить, помочь; развить диалогическую речь.
Седьмая остановка «Сонная» -тихий час
Восьмая остановка «Дом художника»
Изобразительная деятельность «Цветы на лугу»
Цель: развить изобразительные навыки, воображение, точность движений руки, восприятие цвета.
ВЕЧЕР
Девятая остановка «Кукольный театр»
Цель: доставить детям радость от просмотра и участия в спектакле; развить чувство сопереживания; закрепить знания о культуре поведения в театре.
Беседа «Что мне больше всего запомнилось и
понравилось в путешествии»
Цель: систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.
.