Юлия Нефедкина
Организация взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников в контексте ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №125 «Яблонька»
Подготовила:
Воспитатель
Захарова Юлия Михайловна
первая квалификационная категория
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Публикация «Организация взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников в контексте ФГОС,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важными принципами дошкольного образования являются:
сотрудничество Организации с семье;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.
2. Индивидуальный подход
необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Основные условия, для реализации доверительного партнерского взаимодействия между ДОУ и семьей это :
изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, культурного уровня, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями необходимо строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от сада. Полученные данные использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
На этом этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Формы взаимодействия с родителями воспитанников можно разделить на следующие:
1. Информационно – аналитические: анкетирование; тестирование; опросы. Необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной.
2. Наглядно-информационные формы: Сайт ДОУ и педагогов; Выпуск семейных стенгазет; Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей; Фотовыставки;
3. Познавательные: Нетрадиционные родительские собрания; Круглый стол. Совместная работа по тематическим планам, проектам; тренинги; деловая игра.
4. Досуговые: Совместные праздники, досуги, развлечения; Совместные спартакиады; Семейный театр; Участие родителей в конкурсах, выставках.
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Таким образом, проводимая совместная работа способствует оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители становятся более открытыми и активными участниками в жизни ДОУ, формируются доверительные, партнерские отношения между родителями и педагогами, создается атмосфера взаимоуважения. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.