Ольга Николаевна Хренова
Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» -
дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
«С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Анастасия Зырянова
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС до» размещена в разделах
«…в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры". А. А. Асмолов
Среди задач, поставленных в Стандарте - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Среди психолого-педагогических условий реализации Стандарта : «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».
Вопросы для обсуждения:
Какие изменения произошли в мире детства?
Какие изменения произошли в современной семье?
Информационная социализация - умение пользоваться информационно – коммуникативной продукцией + дети проходят естественную социализацию в виртуальном мире (компьютерные игры).
• Теряется богатство связанное с невербальной сферой общения (эмпатия, основы эмоционального сопереживания, овладение системно –нравственными нормами)
Большая дезориентация у родителей - в семьях не знают как задавать нужные ценности, изменение формы семьи.
Изменение моделей жизненного успеха - у каждого эта модель своя. Для кого-то это самореализация и самовыражение, а для кого-то успех может быть связан с другой системой ценностей. В основном мы изучаем ценности, ценностное сознание.
Изменение отношения к ценности семьи
ВАЖНО!
детство меняется,
ребенок меняется,
его психологические особенности меняются,
семья - меняется и трансформируется
И ЭТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ!
Дошкольные образовательные учреждения оказывают
поддержку семье с опорой на принципы:
1) уважения личности ребенка;
2) личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) понимания детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
4) учета специфических для детей данной возрастной группы видов деятельности при реализации программы поддержки.
Условия оказания психолого-педагогической поддержки семье :
установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
активизация и обогащение воспитательных знаний и умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
обогащение житейских представлений родителей о развитии ребенка научными знаниями в доступной форме.
Направления и формы оказания поддержки.
1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
2. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.
3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.
4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.
В свете современных требований ФГОС ДО на первый план выходят активные формы взаимодействия с семьей
Интерактивное детско-родительское собрание
Тематический тренинг
Квест-игра
День семьи
Семейный проекты
Дискуссионный клуб
Детско-родительский клуб
Квест-игра
Дискуссионный клуб
Спортивные, интеллектуальные, творческие события для всей семьи
Характеристика детско-родительских отношений как содержательная сторона поддержки семьи
характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений, по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя ;
Характеристика детско-родительских отношений как направления оказания поддержки семьи
стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, хаотичный);
социальный контроль : требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля (тотальный, систематический, ситуативный, попустительство); (поощрения и наказания);
Литература
ФГОС дошкольного образования
«Во что играют наши дети?», Смирнова Е. О., - М., 2009
«Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер Ю. Б. М., 1993.
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер Ю. Б. М., 2008.
«Психология семьи и основы семейного консультирования», Карабанова О. А. М., 2007