Светлана Чувашова
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 28 муниципального образования Кореновский район
Краткосрочный творческий проект
в подготовительной группе «Путешествие в мир сказки»
Подготовила : воспитатель Чувашова С. А.
Х. Бабиче – Кореновский 2019 г.
Публикация «Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в мир сказки“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Актуальность:Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена работа по развитию речевого творчества, подготовка к составлению сказки и результат использования различных форм и методов работы со сказкой, интеграции её с различными видами деятельности.
Проблема:
-возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо;
- недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;
- низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей
Цели проекта :
-формирование грамматического строя речи;
- развитие умения анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения;
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- развитие творческого мышления, детской фантазии, желания и умения сочинять сказки
Задачи проекта :
-учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
-формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;
-учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.
-развивать традиции семейного чтения;
-развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
-прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;
-воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.
Ожидаемые результаты:
-дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;
-пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
-повысился уровня речевого развития детей;
-активизировалась познавательная деятельность детей;
-повысился интерес к книге.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Направленность развития деятельности : комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная).
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Результат: презентация проекта в форме составления сказки и её инсценирование.
Этапы работы:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Обсуждение проекта с родителями.
4 Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Работа по плану с детьми, родителями.
7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8. Презентация проекта.
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров
2. Организация выставки рисунков.
Содержание работы с детьми:
1. Занятие по развитию связной речи «Такие разные сказки».
2. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Иллюстрирование прочитанных сказок, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
6. Знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке детского сада, участие в викторине «Путешествие в сказку».
7. Сказка для занятий игровым стретчингом «Рыбка-незнайка».
8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
9. Совместное сочинение сказки.
10. Презентация проекта.
Содержание работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
3. Домашние задания для родителей и детей.
4. Чтение сказок с детьми
План-схема:
№ сроки Содержание работы Ответственные
С родителями С детьми
1 Понедельник - Анкетирование (Приложение 1)
- Беседа с родителями: «Знакомство с проектом» Занятие по развитию речи «Такие разные сказки» Воспитатель
Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Воспитатель
2 вторник Домашнее задание для родителей: чтение русских народных сказок.
Презентация детских работ. Знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке детского сада, участие в викторине «Путешествие в сказку».
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам» Воспитатель
3 среда Беседа с родителями Выполнение детских творческих работ совместно с родителями.
азучивание русских народных песен, присказок, пословиц. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование Воспитатель
4 четверг Консультация для родителей
Совместное сочинение сказки. Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок. Воспитатель
5 пятница Беседа с родителями
Подведение итогов проекта, анализ совместной родительской и педагогической деятельности Итоговое мероприятие Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка». Воспитатель
6 Презентация проекта в форме составления сказки и её инсценирования. Воспитатель
Приложение 1 Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».
1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?___
2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?___
3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?___
4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ___
5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?___
6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ___
7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? ___
8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?___
9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? ___
10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка___
11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?___
12. Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком?___
Спасибо за участие!
Приложение 2
Занятие по развитию речи
Оборудование:Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;
Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы:
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица» :
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…
Молодцы!- Тихо садимся за стол.
2. Основная часть:- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
** Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).
Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) - Кто её сочинил?- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки) : заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)
3. Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
4. Продолжение работы:Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - -)
Репка; Кошка; Мышка. Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 1) \- - -. 2) \- - -. 3) \- - -. - Из какой сказки этот отрывок? («Репка»)
5. Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге бело, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
6. Самостоятельная работа в тетрадях:- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
7. Подведение итогов:-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.