Светлана Басова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Космическое путешествие «Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий, игровой.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы №8 «Почемучки», родители, воспитатели.
Время реализации: 8 – 12 апреля 2019 г.
Образовательные области: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Космическое путешествие „Почемучек“» размещена в разделах
Актуальность проекта : С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. До нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле? Наверно не каждый взрослый сможет ответить на этот вопрос. Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей реальных представлений о космосе, и тайнах Вселенной. Для формирования у дошкольников представлений о космосе была выбрана проектная деятельность, так как она позволяет детям усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом «Космическое путешествие «Почемучек», носит комплексный характер и охватывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности. Система работы по данному проекту предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Проблемы проекта : Тема «Космоса» является для современных дошкольников неведомой и непонятной, так как она не доступна глазу ребенка и поэтому будоражит детскую фантазию. У детей старшего дошкольного возраста возникает много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, на которые они не могут ответить.
Ожидаемые результаты: Усвоение детьми знаний, представлений о космосе и профессии космонавта. Обобщение и систематизация знаний по данной теме. Обогащение словаря детей, путем введения новых слов в практику общения со сверстниками. Повышение уровня мотивации к образовательной деятельности. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Цель: Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.). Создание условий для развития речевой активности дошкольников.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах. Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (58-летием первого полета в космос). Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала. Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов. Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Этапы реализации проекта
Вводный
1. Сбор информации (индивидуальные беседы с детьми и родителями);
2. Диагностика с целью выявление знаний детей о космосе;
3. Изучение учебно-методической литературы по проблеме (книги, иллюстрации, открытки, презентации).
Основной
Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников:
1. Беседа «Что такое солнечная система».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Земля – наш дом во вселенной».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «День космонавтики» Презентация «Легенды Отечественной космонавтики»
Цель: продолжать знакомить детей с предстоящим праздником – Днем космонавтики. Пополнять знания детей о первом космонавте – Юрии Гагарине.
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит
6. Беседа «Кого берут в космонавты?»
Цель: обогащать знания детей новыми знаниями о том, кто может стать космонавтом, вызвать желание стать космонавтом.
7. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля; в космосе есть другие планеты, объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
8. Беседа «Как спутники помогают людям?».
Цель: дать детям понятие о том, какую роль играют спутники в жизни человека.
9. Беседа «Сегодня – День космонавтики»
Цель: Рассказать детям почему именно 12 апреля наша страна празднует День космонавтики.
НОД:
1. Аппликация «Полет на луну»
Цель: Учить рисовать космос, небо, звезды, планеты и другие подходящие по смыслу предметы. Развивать умение строить композицию рисунка. Развивать творчество, фантазию, воображение, умение переносить свой опыт на бумагу. Закреплять технические навыки рисования по сырому слою. Закреплять знания о космическом транспорте : ракеты, межпланетные корабли.
2. Конструирование «Ракета», «Космический корабль».
Цель: Моделирование космического корабля из геометрических фигур. Придумывание и моделирование любого летательного аппарата из геометрических фигур.
3. Составление описательного рассказа по схеме «Первые космонавты».
Цель: обогащать речь детей новыми словами, учить составлять последовательный рассказ грамотно выстраивая предложения.
4. Рисование «Придумай новую планету».
Цель: Развивать фантазию, творчество.
5. Лепка - «Зелёные человечки»
Цель: Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, выполнять задания по словесному объяснению
6. Лепка «Космонавт»
Цель: закрепить известные приемы лепки. Учить передавать образ человека, сохраняя пропорции тела.
7. Конструирование Тема: «Космонавты у ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из строительного материала.
8. Рисование «Ракета»
Цель: упражнять детей в умении рисовать «Ракету»
Совместная деятельность
1. Рассматривание иллюстраций и фото на тему «Космос».
Цель: вспомнить названия знакомых планет и их отличительные особенности.
2. Просмотр презентации «Космос»
Цель: расширять знания детей об основных планетах солнечной системы.
3. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
Цель: учить детей внимательно смотреть мультфильм, познакомить с новыми словами – галактика, космонавт, скафандр.
4. Наблюдение за солнцем в дневное время.
Цель: закрепление и систематизация представлений детей о солнце и его значении для нашей планеты.
5. Наблюдение за вечерним небом
Цель: учить детей наблюдать и охарактеризовать вечернее небо, развивать речь детей.
6. Рассматривание глобуса – макета Земли.
Цель: объяснить детям, что глобус это макет нашей планеты Земля, такой ее видят космонавты из космоса.
7. Раскраски про космос.
Цель: учить детей аккуратно раскрашивать картинки не выходя за контур изображения.
8. Рисование мелками на асфальте – «Ракета»
Цель: развивать творческие способности детей.
Конструктивные игры:
- «Строим космодром».
Цель: учить детей строить космический городок из крупного строителя.
- «Моделирование ракеты»- палочки Кюизенера,
Цель: учить активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять любознательность.
- Предложить из веточек сложить ракету.
Цель: учить выкладывать силуэт ракеты из веточек деревьев, развивать логическое мышление.
Дидактические игры:
- Словесная игра «Ассоциации» на тему Космоса.
Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о космосе «Найди пару»,
- Д/упражнение «Подскажи словечко»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным сохраняя смысл словосочетания (земля… круглая, солнце… горячее, ракета… быстрая, космонавт… смелый и т д.
- Дид. игра «Собери картинку». «Мы космонавты».
Цель: учить детей собирать картинку из множества элементов без использования образца, основываясь на логическом мышлении.
- Д/игра «Ассоциации» на тему Космоса.
Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о космосе.
- дидактическая игра «Найди недостающую ракету».
Цель: учить детей находить потерянную ракету, называя ее местонахождение.
- Д/и «Почему в космос летают на ракете».
Цель: Закрепление представления о ракете, как летающем объекте.
Подвижные игры:
- п/и «Вокруг солнца»
Цель: систематизация представлений детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца.
- п/и «Самый быстрый космонавт»
Цель: упражнять детей в беге с преодолением «препятствий».
- п/и «Мы космонавты».
- п/и «Вокруг солнца»
Цель: закрепление и систематизация представлений детей о солнечной системе.
- «Сбей метеорит»
Цель: закреплять умение метать малые мячи в цель правой и левой рукой
- п/и «Ждут нас быстрые ракеты».
Цель: познакомить детей с новой игрой, учить играть выполняя правила игры.
- п/и «Займи место в ракете»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
- п/и «Кольца Сатурна»
Цель: учить передавать обруч, продевая через себя.
- п/и «Займи место в ракете»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание
- п/и «Солнце и планеты».
Цель: закрепить знания детей о движении планет вокруг солнца.
- п/и «Ракетодром»
Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила
Сюжетно – ролевые игры
1. С/р игра «Полёт на луну».
Цель: учить детей придумывать и развивать сюжет ролевой игры, распределять между собой роли, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
2. Театрализованная деятельность. «Что и кого мог увидеть Незнайка на других планетах» (инопланетяне)
Цель: упражнять в умении подражать поведению инопланетян.
3. С/р игра «Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
4. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Опытно – экспериментальная деятельность:
1. Опыт «День и ночь». Цель: показать детям, почему бывает день и ночь.
2. Опыт «Затмение солнца» Цель: показать, почему бывает затмение.
3. Опыт «Звезды светят постоянно» Цель: показать, что звезды светят постоянно.
4. Опыт «Вращение Луны» Цель: показать, что Луна вращается вокруг своей оси.
Чтение художественной литературы
1. Носов «Незнайка на Луне»
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать его и отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения.
2. Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
Цель: познакомить детей с новым произведением учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
3. Р. Андонина «О звёздах и планетах»
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога.
4. Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине»
Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина, учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
5. А. Митяев «Первый полет».
Цели: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, Совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию, познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость».
Работа с родителями
1. Предложить родителям побеседовать с детьми о космосе, планетах солнечной системы; найти дома подходящую литературу и совместно ее
изучить.
2. Папка – передвижка «12 апреля – День космонавтики»
3. Привлечь к созданию совместных рисунков к выставке «Космос».
4. Предложить родителям посмотреть документальное обучающее видео о Ю. Гагарине
5. Поговорить с родителями об организации поездки с детьми в планетарий.
Итоговое мероприятие
Викторина: «Удивительный мир космоса».
Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по теме «Космос», обогащать знания детей новыми фактами.
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Алексеева И. В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.
3. Дерягина Л. Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
4. Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе» (методическое пособие); - М. : ТЦ Сфера, 2014.
5. О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
7. Детская энциклопедия Космос.
8. Большая энциклопедия дошкольника.
9. Интернет ресурсы.