Ольга Серова
Краткосрочный творческий проект по изучению правил дорожного движения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Девочки и мальчики!
Все, без исключения,
Изучайте правила
Дорожного движения!
С. Михалков
Проект «Дорожная Азбука» (далее – Проект) посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вид Проекта : познавательно-игровой.
Участники Проекта : дети, родители и воспитатели средней группы.
Продолжительность Проекта : краткосрочный.
Публикация «Краткосрочный творческий проект по изучению правил дорожного движения в средней группе» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Срок реализации Проекта : 2 месяца (апрель-май 2019 года).
База для реализации Проекта : средняя группа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
С каждым годом в нашем городе увеличивается число машин, пере-крестков, появляются новые дорожные знаки. Дети среднего возраста плохо ориентируются в правилах дорожного движения, назначении дорожных знаков. Только с раннего детства можно приучить ребенка соблюдать данные правила, воспитать должное поведение на улице и в транспорте, привить такие качества, как внимательность, осторожность, ответственность. Ведь эти качества нужны ребенку, чтобы предотвратить причины дорожно-транспортных происшествий.
2. Актуальность создания проекта. Постановка проблемы.
Актуальность Проекта обусловлена тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Данный Проект ориентирован на решение главной проблемы - Внима-телен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице и в транспорте? Умеет ли он переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Однако, родители (законные представители) ребенка в обязательном порядке должны быть вовлечены в процесс формирования у детей основ безопасности и изучения правил дорожного движения.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
Цели:
1. Создать условия для изучения детьми правил дорожного движе-ния в доступной, игровой форме.
2. Сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведе-ния на улице.
3. Организовать тесное взаимодействие с родителями в процессе реализации Проекта.
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить детей со строением улицы и перекрестка, дорож-ными знаками и пешеходным переходом.
2. Сформировать представление о назначении, видах и сигналах светофоров.
3. Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Развивающие:
1. Развивать осторожность, внимательность, осмотрительность на дороге.
2. Стимулировать познавательную активность, способствовать раз-витию коммуникативных навыков.
Речевые:
1. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря.
2. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохра-нения.
2. Воспитывать в детях грамотных пешеходов и пассажиров.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей правильного понимания значимости пра-вил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
2. Обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодо-рога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах изучения с детьми правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
Продукты Проекта :
1. В рамках Проекта будут организованы утренние групповые сбо-ры с детьми. В начале недели воспитатель мотивирует детей на тему недели Проекта, выясняет, что они знают уже по данной теме, что хотят узнать и как мы это можем узнать. В ежедневное планирование входят темы недели Проекта.
2. Одновременно идея Проекта заключается в тесном взаимодей-ствии с родителями: воспитателем совместно с детьми пишется письмо родителям о том, чем мы будем заниматься, что изучать и как они смогут нам в этом помочь.
3. Оформление информационного стенда по ПДД для родителей, а также проведение анкетирования родителей по теме Проекта.
4. Обновление предметно-развивающей среды группы : уголок ПДД, дидактическая игра «Собери дорожный знак», макет «Перекресток нашего города», лепбук «Дорожная Азбука».
5. Проведение по итогам Проекта открытого занятия «Карлсон идет в гости».
4. Аннотация проекта.
В основу реализации Проекта заложены следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
3. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
4. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
5. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» апреля по «31» мая 2019 года. Проект включает следующие этапы:
1. Организационный этап, подразумевающий подбор художе-ственной литературы, оформление родительского уголка, обновление пред-метно развивающей среды, изготовление дидактических игр, подготовка ат-рибутов для сюжетно-ролевых игр по теме Проекта.
2. Основной этап, включающий утренние беседы с детьми, подго-товку письма родителям, анкетирование родителей, наблюдение на прогулке за уличным движением, пешеходами, «специальным транспортом», НОД, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, дидактические игры, изготовление совместно с детьми лепбука «Дорожная Азбука».
3. Заключительный этап, предусматривающий создание выставки художественного творчества по теме проекта, проведение открытого занятия «Карлсон идёт в гости», а также фотоотчета о проделанной работе.
6. План мероприятий.
Название меро-приятия Тема
Работа с детьми
НОД Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, чтение художе-ственной литературы, беседы:
Беседа «История Светофора»;
«Светофор для водителя и пешехода»;
Беседа «Какие бывают светофоры?»;
«Юный пешеход»;
«Незнайка в гостях у ребят»
«Светик-трехцветик»
«Правила поведения на улице»;
«Зачем нужны правила дорожного движения?»,
«Полезные знаки»;
Беседа «Пешеходный переход»;
«Карлсон идет в гости» (итоговое открытое занятие);
Продуктивные виды деятельности:
«Светофор для пешехода» - конструирование;
«На дороге» - рисование;
«На нашей улице» - аппликация;
«Светофор» - пластилинография;
«Светофор для водителя» аппликация;
Аппликация «Почини светофор»;
Рисование карандашами светофора. ;
Игра «Светофор из мозаики»;
«Пешеходный переход» (аппликация).
Игры «Автомобили и пешеходы» (сюжетно-ролевая игра);
«Расскажи по картинке (дидактическая игра);
«Мы переходим улицу» (дидактическая игра);
«Внимание! Дорога!» (дидактическая игра);
«Строим домик у дороги» (сюжетно-ролевая игра);
«Отгадай загадку»;
«Разрешено-запрещено»;
«Дорожные знаки» (пазлы);
«Дорога» (сюжетно-ролевая игра);
«Автосервис» (сюжетно-ролевая игра);
«Мы едем, едем, едем» (сюжетно-ролевая игра).
«Школа светофора» (сюжетно-ролевая игра);
«Дорога» (сюжетно-ролевая игра).
Чтение художе-ственной лите-ратуры Носов Н. «Автомобиль»;
Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист. Бездельник светофор»;
Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
Маршак С. «Светофор»;
Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор»;
Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;
Школа семи гномов «Как перейти дорогу»;
А. Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей»;
Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках.
Целевые прогулки «Правила дорожного движения. Светофор»
Работа с роди-телями: Письмо родителям, консультации, анкетирование, папки-передвижки
«Я и мой ребенок на улицах города»,
«Безопасность детей на улицах города»
«Вы, Ваш ребенок и правила дорожного движения»
«Правила поведения при сезонных изменениях погоды»;
«Безопасность детей на улицах города»;
Изготовление макетов, атри-бутов для сю-жетно-ролевых игр Дидактическая игра «Автобус»
Пазлы «Дорожные знаки»
Конкурс рисунков «Наш друг светофор»
«На улицах волшебного города»
7. Ресурсное обеспечение проекта.
На всех этапах реализации Проекта используются информационно-технические ресурсы (персональный компьютер, фотоаппарат, видеокамера, ИКТ, учебно-методические ресурсы, а также интернет-ресурсы (мультфильм «Смешарики. Азбука безопасности» и обучающая программа «Уроки тётушки Совы. Азбука безопасности на дороге»).
8. Риски и пути преодоления рисков.
При реализации Проекта возможны ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Недостаточная активность участия родителей в совместных ме-роприятиях. Для вовлечения в процесс родителей предусмотрена подготовка совместно с детьми письма родителям, в котором им будут предложены небольшие задания для совместного выполнения с детьми дома. Предусмотрено анкетирование и индивидуальные консультации с родителями по теме Проекта.
2. Усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей. Для устранения риска снижения интереса у детей к теме Проекта, пла-нируется применение интерактивных форм в работе, большая часть материала будет представляться в игровой форме, что должно стимулировать познавательную активность детей.
9. Выводы.
1. Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты.
2. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор.
3. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, познакомили с дорожными знаками, с правилами дорожного движения.
4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
6. В конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил до-рожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
10. Список использованной литературы.
1. Т. А. Шорыгина, «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет».
2. И. Ю. Бордачева «История светофора», наглядно-дидактическое посо-бие для занятий с детьми 4-7 лет.
3. Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет «Как перейти дорогу».
4. А. Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
5. Мультипликационный фильм «Азбука безопасности» серии «Смеша-рики».
6. Обучающая мультипомкационная программа «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге».
7. Т. Александрова, рассказ «Цветик-трехцветик».
8. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
9. Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности де-тей дошкольного возраста».
10. Богуславецая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
11. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах до-рожного движения».
12. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. — М. : Просвещение, 2007.
13. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М. : Детская литература, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА.
«Правила поведения
при сезонных изменениях погоды»
Пасмурный день.
Повышается опасность для водителей и пешеходов. В та-кую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешехо-дам плохо видно, стоит или движется машина. Надо быть очень осторожным. Внимательно осматривайте дорогу и улицу…
Идет дождь.
Обратите внимание, что люди идут под зонтами, им плохо видно, что происходит впереди. Лобовое стекло машины залито дождевой водой и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
Внимание! Наступила зима.
Дороги стали скользкими, вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину. В такую погоду надо быть осторожным.
Идет снег…
Обратите внимание, что люди идут, подняв воротники, стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
Советы родителям.
Уважаемые мамы и папы!
Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуаль-ные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторож-ным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, получен-ные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.
- Ходить по тротуару следует с правой стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев нале-во и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе сто-роны.
- Переходить дорогу полагается только шагом.
- Необходимо подчиняться сигналу светофора.
- В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого.
- Нельзя высовываться из окна, высовывать в окно руки.
- Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
- Играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Прочитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о про-читанном.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе вос-питать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ
«Безопасность детей на улицах города»
Дорогие наши мамы, папы, дедушки и бабушки!
Наше письмо посвящено очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: за-чем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш всё равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению ПДД уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока ещё они не ходят самостоя-тельно по улице, не пользуются самостоятельно городским транспортом?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведе-ния – это процесс длительный. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транс-порта.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте – это работа не одного дня. Для того чтобы она дала результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Ра-бота должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям недо-статочно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
В нашей группе мы запускаем Проект по изучению Правил дорожного движения «Дорожная азбука». Нами будут организованы беседы с детьми по темам: Светофор для водителя, Светофор для пешехода, Пешеходный переход, Дорожные знаки, Поездка на автобусе, из которых мы поймем, что они знают, а что хотят узнать и как мы это можем узнать, играя.
С детьми будут проводиться дидактические игры. Например, «Можно – нельзя, правильно – неправильно» - где формируются у детей представления о том, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте, детям даются представления о назначении светофора, о его сигналах, дорожных знаках. Занятия с детьми на за-данную тему проводятся и в утренние часы, и во время прогулок, и в вечернее вре-мя.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то в их практическом применении мы просим вашей помощи. Мы предлагаем вам рас-сказать детям о том, как вы сами в детстве познакомились с правилами перехода проезжей части, с сигналами светофора, по дороге из детского садика расспросить ребенка, что он узнал днем в саду нового о ПДД, какие поделки сделал, что рисо-вал, проговорите вслух с ребенком свои действия при переходе улицы по дороге в детский сад.
Также мы подготовили для вас Анкету, и стенд с полезной информацией по зна-комству детей с правилами дородного движения.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Это поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города
и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.
1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду знакомить детей с правилами безопасного дорожного движения? Если да, то укажите, с какого возраста: ___
2. Ваш ребенок знает:
• свой домашний адрес ___
• номер телефона ___
• название города___
3. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
• пешком___
• на транспорте___
4. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке___
• переходите дорогу там, где Вам кажется удобно___
5. Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения :
• детский сад___
• Вы сами___
• бабушка, дедушка___
6. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожно-го движения?
• ежедневно___
• иногда___
• очень редко___
• не говорим на эту тему___
7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте:
• не сорит в салоне___
• не шумит___
• садится на свободное сиденье___
8. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознаком-лению детей с правилами безопасного поведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны___
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только ро-дители___
• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны___
Какую помощь Вы хотели бы получить по данному вопросу? (Укажите)
___
___
Благодарим за участие!