Стасенко Юлия
Краткосрочный проект в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для средней группы : «Зимующие птицы»
Исполнители проекта : Дети средней группы «Светлячки», родители
МБДОУ Детский сад № 40 «Кораблик»
Руководитель: Стасенко Ю. А.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить беречь окружающий мир.
И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико. Но даже в самые сильные морозы птички могут выжить, если у них будет достаточно корма. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Вот и летят птицы поближе к жилью людей.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (2 недели)
Проблема:
Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
Задачи:
• Расширить знания детей о зимующих птицах.
• Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
• Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.
Объект: птицы.
Предполагаемый результат:
-расширение кругозора детей о зимующих птицах;
-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);
-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;
-воспитание у детей сострадания и любви;
-активное участие детей и родителей в помощи птицам;
-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;
Участники проекта :
-дети средней группы
-воспитатели
-родители;
Этапы работы:
1-й этап – подготовительный
Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактическим материалом.
2-й этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
- Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.
- Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
- Наблюдения за птицами у кормушек.
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Планирование:
образовательные области Мероприятия Задачи
Социально – коммуникативное развитие Разговор «Птичья столовая» Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Наблюдение за воробьями во время прогулки. Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Дидактическая игры «Кто как кричит?», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Кто зимовал, кто прилетит?»
Учить различать зимующих птиц по голосам, внешнему виду. Различать перелетных и зимующих птиц. Развивать внимание, мышление.
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой» Воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.
Художественно – эстетическое развитие Лепка «Воробьи», Лепка из соленого теста «Синицы»
Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Оригами «Снегири».
Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц.
Познакомить с птицей снегирем, его внешним видом, поведением.
Учить детей сочетать разные материалы и техники для воплощения художественного замысла; умение составлять фигуру птицы в технике оригами, сгибая квадрат в определенной последовательности; дополнять картину украшая ветви рябины (скомканной бумагой).
Обогащать представления детей об окружающем мире; формировать у дошкольников интерес к технике оригами.
Развивать мышцы рук, мелкую моторику пальцев; умение слушать объяснения воспитателя.
Воспитывать интерес к коллективной работе, эстетический вкус к своей деятельности.
Рисование «Снегиря»
Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин и фотографий. Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.
Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». «У кормушки» Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Стихотворения.
- А. Барто «Снегирь»
- А. Барто «Покормите птиц зимой»
- Н. Рубцов «Воробей»
- Н. Рубцов «Ворона»
- А. Барто «Синица»
2. Загадки о птицах.
3. Пословицы о птицах.
4. Поговорки о птицах.
5. Приметы о птицах.
Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».
Чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форту»
Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Познавательное развитие ООД по познавательному развитию «Зимующие птицы»
Закрепить понятие «зимующие» птицы; дать детям представление о видах питания зимующих птиц; упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц». Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Работа с родителями Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"» Наглядная пропаганда.
Консультация по теме «Зимующие птицы». Дать рекомендации родителям по проведению совместной деятельности с детьми по тематике «Зимующие птицы».
Конкурс «Лучшая кормушка».
Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.
Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
III этап – Заключительный (обобщающий)
• Ознакомление родителей с результатами проведё нной недели: «Зимующие птицы» : показ презентации о проделанной работе.
• Участие в акции «Птичья столовая» : изготовление и развешивание кормушек.
Результаты реализации проекта
В проекте приняли участие : дети средней группы, воспитатели Стасенко Ю. А., Лебедева Е. А., родители воспитанников.
Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.
Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу.
На участке ДОУ было развешано 3 кормушки, изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм.
Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда : литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
В процессе реализации проекта укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта — это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.