Петрукович Татьяна
Краткосрочный проект в группе раннего развития «Наши любимые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательски – творческий
Вид проекта : краткосрочный, март (5 дней)
Участники проекта : дети 2-2.6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Публикация «Краткосрочный проект в группе раннего развития „Наши любимые игрушки“» размещена в разделах
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.
Цели проекта :
1. создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность
2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
3. накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.
4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
• создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
• предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;
• положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Раскрыть сущность и особенности предметно – отобразительной игры детей младшего возраста - учить внимательно, рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;
2. развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;
3. совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
4. воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.
Для воспитателя:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
2. овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
Родители:
1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:
“Особенности развития предметно- отобразительной игры детей младшего возраста”.
3. Подбор игрушек.
4. Беседа - консультация с родителями на тему: «Как я играю дома».
II. Основной этап реализации проекта :
1 день
«Грузовик» знакомство с машиной.
1. Чтение стиха К. Чалиев «Грузовая машина».
2. Сюрпризный момент.
3. Заключительная часть.
2 день
«Мишка». Рассматривание большого и маленького медведя.
1. Мишка
2. Рассматривание мишки.
3. Сравнение мишек разной величины.
4. Дидактическая игра «Мишка».
5. Пальчиковая игра «Мишка».
3 день
«Самолет»
1. Обследование самолета. «Рассматривание игрушки самолет»
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет»
3. Подвижная игра «Самолеты»
4 день
«Лошадка»
1. Знакомство с лошадкой.
2. Чтение стиха А. Барто «Лошадка».
3. Подвижная игра «Змейка», «Пройди препятствие».
4. Русская народная песня «Конь».
5 день
«Мяч»
1. Стихотворение А. Барто «Наша Таня».
2. Эксперимент – игра с мячом и камешками.
3. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»
III. Заключительный этап.
Фотоколлаж: «Я играю».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Стихи А. Барто «Игрушки»
Мячик.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Самолет.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Стихи К. Чалиева «Грузовик»
Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове-важные, срочные грузы…
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!
Стих С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч»
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой.
Не угнаться за тобой.
Русская народная песня «Конь»
Ходит конь по бережку
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает.
Всю колечушки-то – бряк, бряк
Золотые они – звяк, звяк
Приложение 2. Подвижные игры
Подвижная игра «Самолеты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч» Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.
Правила:
Убегать можно только после слов: «Догоню!»
Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.
Подвижная игра «Змейка»
Цель: Закрепить умение двигаться согласованно, выполнять правила игры, развивать внимание.
Ход игры: Дети двигаются друг за другом, на бегу описывая разнообразные фигуры.
Приложение 3. Пальчиковые игры
Мишка
Мишка, мишка не шали? (Грозить пальцем)
Ты по лесу не ходи? (Пальцы идут по столу)
Спать тебе давно пора (Положить ладони под голову)
Сладким, крепким сном усни (Опустить ладони и слегка встряхнуть)
Самолёт
Самолёт построим сами (Руки раскинуть в сторону и покачивать)
Понесёмся над лесами, понесёмся над лесами
А потом вернёмся к маме (Обхватить себя за плечи)
Приложение 4. Дидактическая игра «Найди мишку»
Найди мишку
Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем указывает на них, просит детей показать мишку: Здесь на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их. Дети по очереди могут подойти и указать на картинку с изображением мишки.
Приложение 5. Физкультминутка
Поехали! В машине, в машине шофёр сидит.
Машина, машина едет, гудит.
Би-би-би стоп, машина!
Приложение 6. Консультации с родителями
Играйте вместе с детьми.
Конспект занятия "Грузовая машина"
Программное содержание: закрепить знания детей о транспортном средстве — грузовом автомобиле и его назначением, о профессии «водитель», о частях автомобиля (кузов, кабина, колёса) ; продолжать закреплять знания цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); тренировать составление грузового автомобиля из частей; развивать внимание, ориентирование в пространстве, умение реагировать на сигнал; воспитывать желание получить профессию шофера.
Приемы и методы: словесный, игровой, наглядный.
Материал: грузовая машина, руль и гараж, части грузового автомобиля (кузов, кабина, колёса).
Словарная работа «водитель», «грузовая», «чёрный».
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети, послушайте стих.
Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы…
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна
Но как она людям по всюду нужна.
2. Сюрпризный момент
(Воспитатель ввозит в группу большой грузовик) : Ребята, посмотрите, какая к нам приехала машина.
Машина, машина бежит, гудит.
В машине, в машине — водитель сидит.
Би–би–би! Би–би–би!
А как называется машина, которая перевозит грузы?
Дети: Грузовая.
Правильно, ребята, эта машина называется грузовая.
А что перевозит грузовая машина?
Дети: Песок, кубики.
Правильно. Ребята, скажите, пожалуйста, а куда складывают груз?
Дети: В кузов.
Воспитатель: Правильно. А какого цвета кузов у нашей грузовой машины?
Дети: Зеленый
Воспитатель: Правильно. У каждой машины есть водитель. Водитель — это человек, который управляет машиной. А где у нас сидит водитель?
Дети: В кабине.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета кабина у нашей грузовой машины?
Дети: желтая
Воспитатель: Правильно, ребята. А без каких частей машина не поедет?
Дети: Без колёс.
Воспитатель: Правильно, без колёс. Колёса по форме круглые, а по цвету — чёрные. Какие бывают колёса по форме и по цвету?
Дети: Круглые, чёрные.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а где у нас едут машины?
Дети: По дороге.
Воспитатель: А куда мы ставим машины?
Дети: В гараж.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, о какой машине мы сегодня говорили?
Дети: О грузовой машине.
Воспитатель: Правильно. Скажите, что она перевозит?
Дети: Грузы.
Воспитатель: Кто водит машину?
Дети: Шофёр.
Воспитатель: Да машину водит шофёр. Правильно, молодцы. Машина останется у нас, а шофёр поможет нам отвезти её в гараж.
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: “Рассматривание игрушки Самолёт”.
Задачи: продолжать учить детей, отвечать предложениями на простые вопросы, укреплять артикуляционный аппарат, закрепить цвета: красный, синий, воспитывать умение действовать по сигналу в подвижной игре “Самолёты”.
Материал: игрушки : кошка, самолёт, простынь, указка, корзинка для кошки.
Интеграция:
Познание – закрепить части самолёта, пилот ведёт самолёт.
Сенсорика: различать цвета: красный, синий.
Физическая культура: подвижная игра “Самолёты” – совершенствовать бег врассыпную.
Ход занятия.
Дети заходят в группу. За дверью мяукает кошка.
Воспитатель – Ребята, слышали кто – то сказал: “Мяу” (достаёт кошку и берёт её на руки). Кто это к нам пришёл в гости? Это Мурка.
Мурка – Я дороги не найду, можно с вами я пойду?
Воспитатель – Пойдём с нами в детский сад, стульчики там ждут ребят (дети садятся на стульчики, Мурка и воспитатель - тоже).
Воспитатель –
Кошка Мурка, посиди,
На ребяток погляди,
Как красиво все сидят,
Ножки дружат у ребят.
Мурка, почему ты грустная?
Мурка – Не летала никогда.
Воспитатель - Ребята, на чём можно летать? (Воспитатель заранее кладёт под простынь самолёт и указку возле себя).
Воспитатель –
Ой, что тут за снежок?
Так ведь это… Самолёт (достаёт самолёт из-под накидки, рассматривание самолёта).
-Что это? (Самолёт)
-Что это у самолёта? (Крылья)
- Какого цвета крылья? (Красного)
- А это что? (Хвост)
- Какого цвета хвост? (Синего)
- Как называется эта деталь? (Кабина)
- Кто сидит в кабине? (Пилот)
- А что может делать самолёт? (Летать, стоять)
Воспитатель – А самолёт ещё может гудеть. А ты, Мурка, можешь гудеть? Ребята, давайте её научим.
Губы вытяну вперёд,
Ротик открываю,
У-у-у я пою,
Самолёт взлетает. (Индивидуальное, хоровое произношение)
Воспитатель – Дети, а как гудит большой самолёт тихо или громко? А маленький? Мурка, давай поиграем с ребятами в игру. Если я скажу большой, громко вы гудите, если маленький, то тихо загудите.
Воспитатель и Мурка – Молодцы, ребята.
Воспитатель –
Засиделась детвора,
Полетать нам всем пора.
Мы моторы заведём,
Крылья выпрямляем,
Мурочку с собой возьмём (Садит Мурку в корзинку)
Дружно все взлетаем.
Подвижная игра “Самолёты” (Дети бегут врассыпную, воспитатель приговаривает:
- Самолёт летит,
Самолёт гудит,
У-у-у, я лечу в Москву (Самолёты приземляются, приседают, дети встают).
Воспитатель –
Полетим мы все назад,
Деток ждёт наш детский сад (Прилетают в детский сад).
Мурка – Спасибо, вам ребята. Теперь я знаю, на чём можно летать.
Воспитатель и дети – Приходи к нам в гости ещё. До свидания.
Конспект занятия «Поиграем с мишками»
Цели: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: “игрушка”, “мишка”; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки, находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.
Материалы и оборудование: два плюшевых мишки, отличающихся по размеру, картинки с изображением разных игрушек (заяц, грузовик, кукла, 2-3 изображения мишки).
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия “Полянка” в обработке Г. Фрида.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Воспитатель (показывает большого плюшевого мишку). Ребята, посмотрите и скажите, кто это.
Если дети отвечают правильно, воспитатель подтверждает их ответ и просит назвать игрушку тех, кто промолчал.
2. Основная часть. Рассматривание игрушки.
Воспитатель. Подойдите поближе к мишке, погладьте его по пушистой шерстке, потрогайте ушки, гладкий носик, мягкие лапки, животик, посмотрите, какие у него глазки.
Дети рассматривают, трогают мишку.
- Какой наш мишка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш мишка (какой) большой, пушистый, у него ушки (какие) мягкие, лапы (какие) мягкие, а живот (какой, хвостик (какой). Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.
- Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка). Где у мишки носик? (Дети показывают)
3. Дидактическая игра “Найди мишку”.
Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем указывает на них, просит детей показать мишку: “Здесь на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их”. Дети по очереди могут подойти и указать картинку с изображением мишки.
4. Пальчиковая игра «Мишка»
5. Сравнение мишек разной величины.
Из-под стола, на котором сидит большой мишка, воспитатель достает маленького мишку и сажает рядом с большим, просит назвать игрушку : “Кто это?” (Мишка.) Далее, указывает сначала на маленького мишку, потом на большого, задает вопрос: “Этот мишка такой же?” Если дети затрудняются ответить, воспитатель говорит: “Наш мишка большой, а этот маленький. Какой наш мишка? (Большой) А этот? (Маленький) У большого мишки уши большие, а у маленького… (ушки маленькие, у большого мишки лапы большие, а у маленького… (лапки маленькие)” и т. д.
После каждого вопроса воспитатель дает детям возможность ответить самостоятельно, а при затруднениях побуждает детей повторять ответ за ним.
4. Конспект занятия «Лошадка»
Цель: Познакомить с домашним животным - лошадь.
Задачи: Дать знание о лошадях:
Познакомить детей со ст. А. Барто «Лошадка».
Учить внимательно, слушать, запоминать четверостишие.
Продолжать учить бегать детей в заданном направлении.
Создавать доброжелательную атмосферу.
Оборудование: игрушка лошадка, крупа овсяная, иллюстрация лошади, обручи, конусы.
Предварительная работа: физкультурные игры с элементами эстафеты «Змейка» Пройди препятствие».
Ход занятия:
Заходит в группу младший воспитатель и заносит волшебный мешочек.
Мл воспитатель: Дети, здравствуйте!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети давайте развяжем мешок и посмотрим, что в нем находиться?
Дети: Да, Да!
Воспитатель: достает из мешка лошадку.
Ребята, вы знаете кто это?
Дети: Да, лошадка.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем на пол и я вас познакомлю с этим животным, хорошо?
Дети: Да.
Дети садятся. Воспитатель показывает наглядное пособие и начинает рассказывать:
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
А потом поеду в гости.
Воспитатель: Лошади бывают домашние, которые живут с человеком и дикие, которые живут в лесу. Человек строит ей дом, который называется конюшня. Летом лошади питаются травой, а зимой овсом и сеном. Лошади очень быстро бегают и умеют кусаться. У лошади четыре ноги (показывает части тела на игрушечной лошадке, на ножках есть копыта, а так же есть длинный хвост и вытянутая мордочка. У лошадок есть семья: папа - конь, мама - лошадь и ребенок - жеребенок.
Дети, а вы знаете, что лошадка очень быстрое животное, давайте покажем какие мы ловкие!
Дети: Да!
Воспитатель расставляет инвентарь спортивный и начинается игра «Змейка». Дети под руководством воспитателя выполняют упражнения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Лошадка, дети тебе показали какие они ловкие и смелые, правда, они молодцы?
Лошадка: Ребята, вы молодцы! А мне пора домой.
Дети: До свидания, лошадка!
Воспитатель: Приходи к нам еще в гости!
Дети: Машут рукой вслед лошадке.
Воспитатель озвучивает русскую народную песню:»Конь»
Ходит конь по бережку
Вороной по зеленому
Он головушкою помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздечкой побрякивает.
Все колечушки то - бряк-бряк-бряк
Золотые они - звяк-звяк-звяк!
5. Конспект занятия «Мяч»
Цель: Обогащать словарный запас детей через экспериментальную деятельность.
Задачи: Знакомить детей со свойствами различных предметов, расширять словарный запас: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет. Развивать память, внимание, воспитывать доброжелательное отношение.
Оборудование: кукла, мячик, камешки, ванночка с водой полотенце, салфетки.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, эксперимент, подвижная игра.
Ход занятия:
Игра-приветствие:
Подойди ко мне, дружок!
Соберемся мы в кружок!
Мы за руки все возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель: Слышите, дети, кто-то плачет?
Что случилось?
Подводит детей к ванночке с водой. Рядом сидит кукла. В ванночке плавает мяч.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч!
Воспитатель: Что делает Таня?
Дети: Плачет.
Воспитатель: Почему плачет Таня?
Дети: Уронила мяч.
Воспитатель: Давайте Таню успокоим и скажем: «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч». Посмотрите, мячик утонул или плавает?
Дети: Плавает.
Воспитатель: Давайте его достанем.
Воспитатель: Что делал мячик в воде?
Дети: плавал.
Воспитатель: Что капает с мячика?
Дети: Вода.
Воспитатель: Какой стал мячик, сухой или мокрый?
Дети: Мокрый!
Воспитатель: А как вы думаете, если мы его вытрем, какой он будет
Дети: он будет сухой.
Воспитатель: Вытираем мяч полотенцем. Какой мяч на ощупь?
Дети: Сухой.
Воспитатель: А какой мяч по форме?
Дети: Круглый.
Воспитатель: давайте с ним играть.
Игра:
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой. С. Маршак.
Воспитатель: предлагаю детям попрыгать как мячики, сама при этом отбиваю мяч о пол.
Прочитав стихотворение, говорю: «догоню»
Дети перестают прыгать и начинают убегать, а я делаю вид, что их ловлю, а поймав, обнимаю, хвалю.
В конце игры, мяч опять попадает в ванночку с водой.
Воспитатель: Мяч опять упал в воду, он какой?
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Как вы думаете, а если мы бросим в воду камешки, они утонут или будут плавать? Давайте проверим.
Бросаем камешки в ванночку.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло.
Камешки утонули.
Почему они утонули?
Потому что они тяжелые.
А если палочку бросить в воду? Она утонет или будет плавать? Давайте проверим.
Раздаю палочки, дети бросают их в воду.
Палочки плавают, не тонут, потому что они легкие.
Воспитатель: Какими стали камешки и палочки?
Дети: Мокрыми.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы они стали сухими?
Дети: Вытереть.
Вытираем салфетками.
Воспитатель: Дети, вам понравилась игра с водой?
Дети: Да, понравилась.