Светлана Александровна Мажова
Проект «Мои любимые игрушки» в старшей разновозрастной группе
Тема: «Мои любимые игрушки».
Вид проекта : практико-информационный, фронтальный, краткосрочный (10 дней).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Обоснование выбора темы.
Дети играют в игрушки каждый день : в детском саду, дома, на улице. Их игра -зачастую простое манипулирование предметами.
Публикация «Проект „Мои любимые игрушки“ в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
В ходе реализации проекта дети получат знания о материалах, из которых сделаны игрушки, будут совершенствовать лексико-грамматический строй речи, научатся строить диалог во время сюжетно-ролевой игры, будут совершенствовать навыки рассказывания.
Цель: создание условий для развития творческой и коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать связную речь: составлять описательный рассказ об игрушке, составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, формировать умение вести диалог в сюжетно-ролевой игре, учить составлять сложные предложения с противительным союзом «а».
2. Развивать лексико-грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными, образование множественного числа имени существительного, употребление пространственных предлогов в речи.
3. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
5. Создавать условия для развития субъективного опыта общения детей друг с другом в процессе игровой и продуктивной деятельности.
Основная проблема: Из чего можно сделать игрушки? Можно ли научиться придумывать загадки об игрушках?
Опрос детей.
Милана: Игрушки можно сделать из пуговиц.
Ксюша: Можно слепить из пластилина.
Вита: Загадки придумывают взрослые.
Митя: Можно собрать из лего-конструктора.
Настя: Можно сшить из меха, мне мама сшила.
Соня: Сделать из шерсти.
Илья: Выпилить из досок.
Лиза: Сложить из бумаги зайчика, кораблик.
Что мы знаем об игрушках?
• Куклы похожи на маленьких детей.
• Игрушки бывают маленькие и большие.
• Игрушки делают из разного материала (пластмассы, дерева, металла, глины, меха, бумаги).
• Игрушки бывают механические, заводные, на пульте управления.
• Для машинок можно построить гараж и дорогу.
• С куклами и мягкими игрушками можно играть в сюжетно-ролевые игры.
Что мы хотим узнать об игрушках?
• Все ли игрушки можно мыть?
• Почему, когда мы моем игрушки, некоторые из них тонут?
• В какие игрушки, сделанные из бумаги можно играть долго? Почему они не рвутся?
• Давно ли появились игрушки?
• Как играть с маленькими игрушками (из киндер-сюрпризов?
• Как сделать игрушку из папье-маше?
• Могут ли игрушки, сделанные из бумаги быть прочными?
Что можно сделать, чтобы узнать?
• Провести опыты.
• Изготовить игрушки своими руками.
• Узнать из книг.
• Спросить у взрослого.
Формы реализации проекта : беседы, организованная деятельность детей и педагогов, рассказывание историй и сказок, отгадывание загадок, чтение и разучивание стихов, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, изготовление игрушек, подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Новые слова, понятия: проблема, папье-маше, бросовый материал.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный.
• Определение задач воспитательно-образовательной работы (воспитатель);
• Анализ проблемы: Что мы знаем об игрушке? Что хотим узнать? Что для этого надо сделать?
• Формулировка проблемных вопросов;
• Выдвижение гипотез;
• Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
• Беседы с детьми на темы: «Моя любимая игрушка», «Где и как делают игрушки?», «Правила обращения с игрушкой», «Когда появились первые игрушки?» и др.
• Беседа с родителями: «Роль проектной деятельности в развитии детей»;
• Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы по теме проекта;
• Консультация для родителей: «Игрушка в жизни ребенка».
2 этап. Реализация проекта.
Организованная форма деятельности:
1. Конструирование из бумаги «Я игрушку смастерю».
2. Аппликация «Моя любимая игрушка»
3. Ознакомление с художественной литературой. Чтение сказки Софьи Прокофьевой «Сказка про игрушечный городок».
4. Формирование связной речи «Наши игрушки».
5. Развивающая речь деятельность «Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными».
Непосредственная образовательная деятельность:
• Беседы с детьми: «В какие игрушки вы играете дома», «Из какого материала можно сделать игрушки?»
• Разучивание стихов, загадок.
• Экспериментирование:
• Проведение эксперимента «Тонет – не тонет».
• Решение проблемных вопросов:
• Из чего можно сделать игрушки?
• Можно ли научиться придумывать загадки об игрушках?
• Конструирование и ручной труд:
o изготовление самолета,кораблика и других игрушек ;
o изготовление игрушек-оригами.
• Дидактические упражнения:
o «Дорисуй игрушку».
o «Игрушки в волшебной стране» (творческое рисование игрушек).
o «Обведи по точкам».
o Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько у меня игрушек».
• Игры:
o игры в лего-конструктор «Собери игрушку»;
o игры по развитию лексико-грамматических категорий: «Найди все кубики», «Кто это?», «Подбери слова», «Какие игрушки» и др. ;
o игры по развитию связной речи:«Сравни игрушки», «Кто лишний», «Назови картинки», «Сложи картинку и сочини рассказ», «Посмотри и сравни» и др. ;
o сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Семья», «Кафе».
• Развитие связной речи:
o Составление описательного рассказа по схеме «Моя любимая игрушка».
o Составление рассказа по сюжетной картинке.
o Составление рассказа по серии сюжетных картин.
o Составление загадок об игрушке.
Работа с родителями:
1. Оформление папки-передвижки: «Какие игрушки нужны детям».
2. Консультация: «Игры по развитию речи в работе с детьми по теме «Игрушки».
3. Беседы: Составление рассказов с детьми на тему: «Моя любимая игрушка» (Для оформления альбома «Мои друзья – игрушки»); изготовление игрушек своими руками.
4. Викторина «Дети любят игрушки – это все говорят».
5. Подбор материала для «Папки исследователя».
3 этап. Подведение итогов. Результаты работы над проектом.
• Составлен план работы по проекту.
• Оформлена выставка «Игрушки разные нужны, игрушки всякие важны».
• Оформлены альбомы: «Мои друзья – игрушки», «Делаем вместе с детьми».
• Составлены сказки «Любимые игрушки в Волшебной стране».
• Проведена викторина «Дети любят игрушки – это все говорят».
• Подобраны подвижные и дидактические игры.
• Оформлен альбом загадок, составленных детьми.
• Проведены консультации для родителей: «Игрушка в жизни ребенка».
• Проведены беседы с родителями:
o Роль проектной деятельности в развитии детей;
o Составление рассказов с детьми на тему: «Моя любимая игрушка» (Для оформления альбома «Мои друзья – игрушки»);
o Изготовление игрушек своими руками.
• Оформлена папка-передвижка «Какие игрушки нужны детям».
• Оформлен материал для «Папки исследователя».
4 Этап. Презентация результатов.
• Рассказ детей о своих любимых игрушках.
• Рассказ детей о своих поделках.
• Презентация воспитателя «Организация детской проектной деятельности как важного фактора развития у дошкольников навыков рассказывания».
5 этап. Анализ деятельности.
В ходе работы над проектом педагоги смогли решить следующие задачи :
• развить и активизировать словарный запас детей по теме «Игрушки».
• сформировать и развить лексико-грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование притяжательных местоимений.
• сформировать связную речь.
Дети:
• смогли подтвердить и опровергнуть, выдвинутые ранее гипотезы;
• научились рисовать, обводить по точкам и дорисовывать игрушки;
• выучили стихи и загадки;
• научились собирать разрезные картинки;
• делать игрушки из бумаги;
• начали общаться друг с другом во время сюжетно-ролевых игр;
• познакомились с новыми словами и узнали их значение;
• овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
• стали бережнее относиться к игрушкам.
Родители:
• получили возможность узнать о том, чем занимается ребенок в детском саду, и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие возможности;
• повысили свою компетентность при выборе игрушек.
Презентация проекта «Мои любимые игрушки»