Фаина Салова
Краткосрочный проект по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ
В настоящее время дети очень мало знают о животных Крайнего Севера и среде их обитания. Поэтому возникла необходимость внедрения краткосрочного проекта в познавательной, речевой и художественно-эстетической деятельности, который бы позволил познакомить детей с животными севера - белыми медведями, их образом жизни, их повадками, а самое главное – помог воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в суровых климатических условиях.
Публикация «Краткосрочный проект по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
ЦЕЛЬ: расширить знания детей об обитателях Северного полюса - белых медведях, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Образовательные:
* Учить детей с помощью взрослых получать информацию об интересующем объекте
* Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.
* Обобщать знания детей о животных севера.
* Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран
Воспитательные:
* Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
* Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим
* Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающие :
* Формировать элементарные экологические представления
* Развивать интерес к жизни животных севера.
* Развивать связную речь детей, обогащать их словарь
ТИП ПРОЕКТА : творчески-практический
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети 4-5 лет, воспитатели, музыкальный работник, родители.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (1 неделя)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети получат представления об образе жизни белых медведей;
• дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
• у детей сформируются такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, интерес к окружающему миру.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
-Сбор необходимой информации;
-Подбор иллюстраций о белых медведях;
-Подбор художественной литературы.
- Оформление развивающей среды – уголок «Арктика»
2 этап - ОСНОВНОЙ:
Организованная деятельность детей
Мероприятие:
1. Беседы: "Медведи бывают разные"; "Чем бурый медведь отличается от белого", "Все ли медведи впадают в спячку".
2. НОД:
- Рассказ воспитателя: "Природа Арктики".
- Составление описательного рассказа по картине: "Белые медведи".
- Развитие речи. Рассказывание "Жители крайнего севера»
3. Чтение: Ю. Яковлев «Умка», Н. Сладков «Белая земля», Б. Житков «На льдине», «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка).
Стихи: Г. Гоппе «Жмутся к берегу крутому холода».
Загадки о животных
Разучивание «Северный полюс» М. Садовский
Энциклопедия "Живой мир", "Большая книга животных", "Животные",
4. Лепка «Друзья для Умки».
Аппликация с элементами рисования «Белые медведи в берлоге».
5. Заучивание стихотворений, песен, пословиц и поговорок о медведях.
6. Проведение народных подвижных игр "Медведь и пчелы", "У медведя во бору".
7. Д/ ИГРЫ: "Загадки о животных", "Угадай животного по элементу", "Где чей дом?", "Составь картинку", "Дорисуй животное", "Нарисуй животное по точкам".
Цели:
Расширять знания детей о разнообразии медведей, учить находить отличия по разным признакам, знакомить с историей нашей страны.
Расширять кругозор, обогащать словарь, развивать связную речь, память.
Обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Формировать интерес к окружающей жизни, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Развивать познавательные интересы, речь, память, прививать интерес к животному миру.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе, побуждать рассказывать о прочитанном, формировать эмоциональное отношение к литературе.
Учить внимательно и заинтересовано слушать познавательную литературу, прививать интерес к чтению произведений познавательного характера.
Закреплять знания о медведях, особенностях внешнего вида.
Развивать у детей самостоятельность, творчество, инициативу.
Учить запоминать текст, развивать память, речь, внимание, мышление.
Учить играть по правилам, закреплять основные виды движений, учить договариваться.
Закреплять знания детей об особенностях окраски медведей, развивать мышление, память, речь.
Развивать память, связную речь, закреплять умение интонацией передавать образ героя, воспитывать доброжелательные отношения в процессе деятельности.
Самостоятельная деятельность детей
Мероприятие
1. Просмотр мультфильмов про "Умку"
2. Проведение сюжетно-ролевых игр "Зоопарк", "Полярные исследователи"
Цели:
Расширять знания детей о сказочном персонаже – медведь, развивать чувство юмора.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности.
3 этап - ЗАКЛЮЧЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Оформление выставки рисунка «Мой мишка»
2. Оформление папки-передвижки: «Животные севера»
Ход ПРОЕКТА
Дата меропирятия Наименование мероприятия
16.12.2019 Развитие речи «Умка в гостях у ребят».
Чтение сказки «Умка» Ю. Яковлев.
17.12.2019 Лепка «Друзья для Умки».
18.12.2019 Д/и «Обведи по точкам».
Разучивание стихов и загадок о белых медведях.
19.12.2019 Аппликация «Белые медведи в берлоге».
Приложение 1
Конспект НОД по развитию речи
«Умка в гостях у ребят»
Цель: упражнять в образовании прилагательных в соответствии с родом;
формировать знания об обитателях дальнего Севера;
активизировать и обогащать словарный запас;
развивать инициативную речь.
Оборудование: Игрушки-животные: медведь, олень, сова, заяц; музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, бубен; ящик; картинки с изображением животных.
Ход занятия.
Звучит песня «Ложкой снег мешая…» (под музыку вносится игрушечный белый медведь)
Воспитатель: Ребята, вам нравилась песня?
Дети: Да.
Воспитатель: Пока мы с вами слушали песенку, к нам в группу попал маленький гость – забавный белый медвежонок. Зовут его Умка. Его мама – белая медведица, а папа белый медведь.
У нашего медвежонка белая, тёплая шёрстка, маленькие ушки, маленький хвостик, маленькие лапки и чёрный носик.
А как вы думаете, почему его шёрстка белого цвета?
Дети: Потому что он живет на Северном полюсе, а там кругом белый снег. Чтоб не выделяться на белом снегу, шубка у Умки белая.
Воспитатель: Но носик-то у него чёрный, а чёрный носик очень заметен на белом снегу. Что же делают белые медведи, чтобы их не увидели другие животные.
Дети: Прикрывают лапой нос.
Воспитатель: Правильно. Покажите, как они это делают?
Дети показывают.
Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами поиграем. Становитесь в круг.
Игра «Большой - маленький»
Медвежонок Умка маленький, а мама медведица какая? (большая)
У медведицы уши, а у медвежонка? (ушки)
У медведицы хвост, а у медвежонка? (хвостик)
У медведицы лапы, а у медвежонка? (лапки)
Воспитатель: А сейчас присаживайтесь, поиграем еще в одну игру. Вам нужно быть внимательными, чтоб правильно ответить на мои вопросы. А Умка потом скажет, правильными ли были ваши ответы.
Ребята, Умка к нам в гости пришёл не один. С ним его друзья.
Это заяц. У него коротенький хвостик, длинные ушки. (показывает)
А это сова. У неё белые перья, крылья и большие глаза. (показывает)
А вот оленёнок. У него длинные ножки и красивые рожки. (показывает)
(всех животных сложить в коробку)
А теперь вы назовите животное по описанию.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: У него длинные ушки, белая шёрстка и короткий хвостик.
Дети: Зайчик.
Воспитатель: У неё есть крылья, она покрыта перьями.
Дети: Сова.
Воспитатель: А теперь, Виталий, опиши следующее животное. (помочь, если ребёнок затрудняется(2-3 ребенка)
Все друзья Умки – северные животные. Холодно на Севере. Животных греет их тёплая шерсть.
А как же нам согреться? А вот как, мы можем поиграть.
Физминутка
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладоши
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши ножки,
Мы потопаем немножко
Вот как топать мы умеем
Вот как ножки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши щечки
Мы пощиплем их немножко,
Чтоб не мерзли наши ушки
Разотрем мы их ладошкой.
Воспитатель: Мне Умка сказал по секрету, что ему и его друзьям очень хочется поиграть на наших музыкальных инструментах. И больше всего им понравились ксилофон, барабан и бубен. Но они не знают, как они звучат. (воспитатель предлагает детям поиграть на этих инструментах.)
Нашим гостям понравилось. А вы сможете отгадать, на каком инструменте будут играть для вас Умка и его друзья?
(устанавливается ширма, с муз. инструментами за ней).
Ребята отгадывают инструмент по звучанию.
Воспитатель: Ой, ребята, Умка проголодался. Что же нам делать?
А что больше всего любит белый медведь?
Дети: Рыбу.
Воспитатель: Да, медведи отличные рыбаки.
Давайте поможем Умке наловить рыбки.
(настольная игра «Поймай рыбку»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вон, сколько рыбки наловили. Умка очень доволен. Давайте поблагодарим Умку.
Дети: Спасибо. Приезжай ещё.
Приложение 2
Конспект занятия по лепке для средней группы
«Друзья для Умки»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности (лепка) «Друзья для Умки»
Задачи:
1. Создать условия для формирования умения детей лепить фигуру животного, передавая характерные детали.
2. Создать условия для развития мелкой моторики рук.
3. Создать условия для закрепления умения лепить известные формы и использовать знакомые приемы лепки
Материал: игрушка белого медведя (Умка, белый пластилин, стеки, доски, мультимедиа, диск с мультфильмом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм (просмотр мультфильма "Умка", не более 5 минут, познакомить с одним интересным животным)
Воспитатель: Кто главный герой мультфильма? Как его зовут? Какой он?
Дети: Белый, умеет плавать, живет в краю снега и льда и др.
Воспитатель: Ребята, белый медведь — самое крупное животное Севера.
Посмотрите на картинку и скажите, какие части тела есть у белого медведя.
Дети: У белого медведя есть голова. На голове 2 ушка, 2 глаза, черный нос, пасть. У белого медведя крупное туловище, 4 лапы и короткий хвостик.
Воспитатель: Чем покрыто тело белого медведя?
Дети: Тело белого медведя покрыто белой, теплой шерстью
(стук в дверь, «заходит» Умка)
Умка: Здравствуйте ребята, я пришел к вам с далекого Севера.
Дети: Здравствуй, Умка!
Воспитатель: Умка, а почему ты такой грустный?
Умка: Я очень скучаю по своим друзьям, белым медвежатам.
Воспитатель: Ребята, мы сможем как то помочь Умке?
Дети: Да, слепим для Умки друзей!
Умка: Я буду очень рад, если вы мне поможете.
Воспитатель: Какой пластилин нам понадобится, чтобы слепить белого медведя? (белый) Я беру пластилин белого цвета, отщипываю от него небольшую часть. Разминаю пластилин пальцами. Раскатываю шарик между ладонями круговыми движениями – это голова. Теперь возьмем остаток белого пластилина и разделим пополам. Разомнем пальцами, раскатаем шарик, из шарика прямыми движениями между ладонями раскатаем овал. Соединим полученные детали. Раскатаем длинный столбик и поделим его пополам, каждую половинку еще пополам. Это 4 лапки. Соединяем детали крепко. Вытягиваем на голове ушки, на туловище — маленький хвостик. На голове не забудем прилепить глазки и носик из черного пластилина.
Ребята, что нужно сделать, чтобы хорошо лепить?
Дети: Размяться.
Проводится физминутка.
"Белый мишка".
Бурый мишка на полянке днем малину собирал. (нагибаться," собирая малину)
Было лето, было жарко, и мишутка так устал! ("вытереть пот со лба")
Захотелось искупаться, мишка к речке побежал (ходьба вразвалочку)
Долго в речке он плескался, и купался, и нырял! (имитировать плавание)
А когда на берег вышел, чтобы шубку просушить –
Оглядел себя и ахнул. Кто надумал так шутить? (осмотреть себя)
Стала шубка белой-белой, лапы белые и хвост, (погладить руки)
Ушки, спинка побелели, белоснежным стал живот. (погладить уши, спину, живот)
Разозлился сильно мишка, громко очень стал реветь (имитировать плач)
"Был с утра я бурый мишка, теперь белый я медведь!" (покачать головой)
Воспитатель: Теперь можем начинать.
Когда дети выполнят свою работу, они по очереди выходят, ставят поделку на подставку и рассказывают о белом медведе по плану:
Кто это?
Где живет?
Части тела.
Что умеет делать?
Воспитатель: Итак, кто нам скажет, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы лепили белых медведей.
Воспитатель: Все старались! Молодцы, ребята! Теперь нашему гостю – Умке не будет грустно и скучно. Всем спасибо!
Приложение 3
Конспект занятия в средней группе по аппликации из ваты
«Белые медведи в берлоге»
Цели: создать аппликацию «Белые медведи в берлоге».
Задачи:
1. Учить выполнять объемное изображение с помощью ваты;
2. Расширение знаний детей о белом медведе;
3. Развивать умения работы с клеем, бумагой, работать с шаблоном.
4. Развивать пространственное мышление и воображение;
5. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда.
6. Развитие мелкой моторики рук;
Материал для занятия:
Шаблоны медведей, тонированная бумага, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации с изображением животных севера. Загадывание загадок, чтение художественной литературы по теме, чтение произведения Ю. Яковлева «Умка».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Северный полюс. (Показ картинок Северного полюса)
Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан там весь во льду. Океан покрылся льдом. Волны не бушуют в нем. Он от края и до края. Все во льду кругом. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. А вы знаете, кто живет на Северном полюсе?
Дети: Белые медведи, тюлени, полярные лисицы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Но все же главный житель северных просторов — это белый медведь. (Показ картинки белого медведя) Это самый крупный хищный зверь на Земле. Шерсть у медведя густая, которая предохраняет его от сильных морозов.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.
Дети: Белые медведи питаются рыбой.
Воспитатель: Правильно. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой, тюленями и птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Зимой у белых медведей появляется потомство. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Через два месяца они выходят из берлоги, и мать начинает приучать их ловить рыбу, а затем и тюленей.
Там же на Северном полюсе живут наши друзья: Умка и его мама.
Давайте вспомним, с чего начинается сказка о нашем друге Умке.
-Ты знаешь, как построить хорошую берлогу? Я научу тебя. Тебе это пригодится. Нужно вырыть когтями небольшую ямку и улечься в нее поудобнее. Над тобой будет свистеть ветер, а хлопья снега будут сыпаться тебе на плечи. Но ты лежи и не шевелись. Под снегом скроется спина, лапы, голова. Не беспокойся, не задохнешься: от теплого дыхания в снегу появится отдушина. Снег плотно засыплет тебя. Ты отлежишь бока, и у тебя затекут лапы. Терпи, терпи, пока над тобой не вырастет огромный снежный сугроб. Тогда начинай ворочаться. Ворочайся что есть сил. Боками обминай снежные стены. Потом встань на все четыре лапы и выгни спину: подними повыше потолок. Если ты не поленишься, у тебя будет хорошая берлога. Просторная и теплая, как наша.
Мама учит Умку, как правильно построить хорошую берлогу. И я предлагаю вам сделать для мамы с Умкой берлогу потеплее. Но для начала проведем физминутку:
Топай, Мишка!
Хлопай Мишка!
Приседай со мной, братишка!
Руки в стороны и вниз,
Улыбнись всем и садись!
Воспитатель: Сегодня мы будем изготавливать с вами берлогу для белых медведей. Перед вами на столах лежит все необходимое для работы. Перед тем как начать делать наши берлоги, сделаем гимнастику для наших пальчиков:
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем, поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Дети начинают мастерить. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, аккуратно выполняли работу.
Работы готовы, все ребята молодцы! Всем большое спасибо. Теперь Умке и его маме не будет холодно на далеком Северном полюсе.