Юлия Сахарова
Краткосрочный проект «Путешествие в мир космоса» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой».
Платон
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как эта тема, как и всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Данный проект направлен на формирование начальных представлений детей о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.
Актуальность проекта
Публикация «Краткосрочный проект „Путешествие в мир космоса“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов.
Система работы по теме «Космос» носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследовательской деятельности, именно поэтому актуальна становится разработка проекта, так как она вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях. Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности.
Цель проекта
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи проекта
1. Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.
2. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
3. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, чтоб возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Конечным продуктом проекта является :
1. Интеллектуальная викторина «Путешествие к далеким планетам».
2. Организация выставки детских поделок.
3. Организации выставки детских рисунков.
4. Родительская гостиная «Дом для пришельца» в технике оригами.
Аннотация проекта
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтики. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительный этап Сбор и анализ информации, беседа с детьми, сюжетно-ролевые игры; чтение художественной литературы; подвижные игры; просмотр познавательных фильмов. с 08.04.19 по 12.04.19
2. Практический этап Внедрение проекта в образовательную деятельность. Создание в группе условий для реализации проекта; деятельность в соответствии с планом проекта. С15.04.19 по 19.04.19
3. Третий этап – заключительный: Интеллектуальная викторина «Путешествие к далеким планетам».
Выставка детских поделок.
Выставка детских рисунков.
Родительская гостиная с участием родителей «Дом для пришельца» в технике оригами.
План мероприятий по проекту
1. Беседы «Что я знаю о космосе», «Неизвестная Вселенная», «Ю. Гагарин – первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса»; «Космос, звезды, вселенная», рассматривание иллюстраций.
2. Чтение художественной литературы, рассказов о космосе, космонавтах :
Загадки о космосе; чтение энциклопедической информации;
Чтение стихотворений: А. Хайт «По порядку все планеты …»; «На луне жил звездочет»; Р. Алдонина «Комета»; Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…»; О. Ахметова «В космосе так здорово!»;
Н. Носов «Незнайка на луне»;
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
3. Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов, разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
4. Занятие: аппликация «Ракета в космосе»;
Занятие: рисование гуашью «Загадочный Космос»;
Занятие: рисование «Инопланетянин»;
Занятие по оригами «Строим свою ракету».
5. Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы», «Животные в космосе», «Освоение космоса».
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин», «Первый полёт».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. Просмотр видеозагадок о космосе.
6. Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Собери разные слова из задуманного слова «космос», «Полезно-вредно», «Солнечная система», «Чем питаются космонавты»;
Конструктивные игры: складывание созвездий из мозаики, из деревянного конструктора - «Космодром», из лего - «Роботы», из мягкого конструктора коллективная работа «Мир космоса».
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Путешествие к неизвестной звезде».
Подвижные игры
«Космонавты»; «Невесомость».
7. Слушание космической музыки : музыкальные произведения группы Зодиак.
Старые советские песни : «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «Мы в космос улетаем на работу.», Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма «Отроки во Вселенной», Александр Зацепин «Тайна третьей планеты», Земляне «Трава у дома».
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы:
1. Интернет- ресурсы.
2. Использование ИКТ.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
Материально-технические ресурсы:
- подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки, фотографии);
- дидактические игры;
- подбор художественной литературы;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- рисунки, поделки;
- создание условий для игровой деятельности.
Перспективы развития проекта :
- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп», - Изд. - Детская литература, 1972.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».- Изд. «Машиностроение», 1993.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
9. Г. Юрлин «Что внутри?», -М. ,»Малыш», 1982
10. Интернет ресурсы.