Упорова Ольга Сергеевна
Коррекционные возможности конструирования из Лего в работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с нарушением речи».
Аннотация: Статья посвящена ЛЕГО – конструированию как одному из направлений в сфере реализации игровых технологий. В статье рассматривается нестандартное применение конструктора ЛЕГО и его аналогов в коррекционно – образовательной работе дошкольной организации. Помимо этого приведены варианты игровых заданий для детей с ОВЗ (нарушениями речи).
Публикация «Коррекционные возможности конструирования из Лего в работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: ФГОС, игровые технологии, коррекционная работа, ОВЗ.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Не секрет, что в дошкольном детстве игра имеет определяющее значение. Именно поэтому одна из самых популярных педагогических технологий – игровая. Она представляет собой достаточно широкое направление, которое имеет много разветвлений. Одно из них -конструирование из ЛЕГО. Некоторые авторы определяют эту отрасль как самостоятельную ЛЕГО – технологию. Небезосновательно! Уже на протяжении многих лет дети с увлечением играют в этот конструктор, что и повлияло на его активное внедрение в педагогический процесс.
Образовательная среда, созданная при помощи конструктора ЛЕГО, полностью соответствует реализации системно – деятельностного подхода, введенного ФГОС. Данный подход предполагает, что в основу педагогического процесса ДОУ ложится чередование практических и умственных действий ребёнка. А конструкторы фирмы ЛЕГО и их аналоги позволяют ребёнку и думать, и фантазировать, и действовать, не боясь при этом ошибиться. Таким образом, актуальность данного направления очевидна не только при работе с обычными детьми, но и с детьми с ОВЗ. В частности, с детьми, имеющими нарушения речи.
«Ум ребенка — на кончиках пальцев» - сказал однажды известный русский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, активная тренировка пальцев руки чудесным образом воздействует на работоспособность коры головного мозга, и, как следствие, на развитие речи. Эта особенность нашего организма позволяет формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Итак, какие еще возможности представляет нам ЛЕГО?
• развитие сенсорных представлений (благодаря использованию в работе деталей разной формы и цвета);
• развитие и совершенствование психических процессов (память, воображение, внимание, мышление);
• развитие эмоционально – волевой сферы (ребенок учится терпеливости, усидчивости, приобретает умение доводить начатое до логического конца);
• развитие всех сторон речи;
• подготовка руки к письму (благодаря тренировке пальцев кистей рук);
• сплочение детского коллектива (благодаря тесному общению детей в процессе конструирования);
• снятие тревожности, возникновение чувства безопасности (конструируя, ребенок создает мир, находящийся под его контролем);
ЛЕГО-конструктор вызывает у ребенка только позитивные эмоции, и вся образовательная работа воспринимается им как игра.
На сегодняшний день этот конструктор - незаменимый материал для занятий в ДОУ, поскольку он является универсальным дидактическим материалом, которому найдется применение на любом занятии.
Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.
Так, в коррекционной работе ЛЕГО используется в следующих направлениях:
• при коррекции звукопроизношения;
• в работе по построению связного высказывания;
• при подготовке к обучению грамоте;
• для развития зрительно-пространственных представлений;
• в театрализованной деятельности;
• в работе с родителями дома;
• в свободной конструктивно-игровой деятельности.
Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
• развитие речи в рамках определенных тем (дом, город, мебель, животные и их детеныши и т. д)
• развитие артикуляционных движение и дыхания; постановка и автоматизация звуков;
• создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы (диалог и монолог).
Приведем примеры игровых заданий для детей:
• предложить ребенку собрать из деталей ЛЕГО попугая Молчуна, а затем научить его говорить;
• совместно с детьми собрать из ЛЕГО постройки - символы к упражнениям артикуляционной гимнастики и выполнять эти упражнения;
• предложить детям построить из конструктора футбольные ворота для упражнения «Забей мяч в ворота»;
• построив сани из ЛЕГО, предложить детям вспомнить, какую песенку поют санки, когда их везут по снегу (СССССССССС….).
• на этапе автоматизации звука в слогах используются цветные кирпичики ЛЕГО, соответствующие обозначению звуков. Строя «лесенку» из конструктора, ребенок повторяет слоговой ряд (са-са-са, а если одна из «ступенек» иного цвета, выделяет голосом ударный слог.
Такие простые упражнения позволяют достигнуть достаточно высоких результатов. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас, развивается монологическая речь.
Недавно британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору ЛЕГО звание «Игрушка столетия». И это, действительно, не вызывает сомнений.