Татьяна Полякова
Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
Публикация «Опыт работы „Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Рынок лего-конструкторов очень разнообразен и имеет разные возрастные предложения. Мы остановимся именно на тех, которые рекомендованы для детей дошкольного возраста.
Основные разновидности конструкторов Lego :
1). LEGO DUPLO (Лего Дупло). Возраст : 1,5 +
Детали DUPLO окрашены в яркие насыщенные цвета. Малыши легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.
2).LEGO JUNIORS (Лего Джуниорс). Возраст : 4+
Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты с кубиками для различных частей модели. Ребёнок может выбрать, какую часть набора ему строить в первую очередь, и легко найти нужные кубики.
3). Lego City (Лего Сити). Возраст 5+
Лего Сити дарит детям возможность построить свой собственный город, в котором кипит жизнь. Главная особенность серии – многочисленные «городские» темы:
-полиция;
-пожарная служба;
-стройплощадка;
-научно-исследовательские станции;
-тюрьма;
-железнодорожный вокзал;
-аэропорт;
-гоночный трек;
-космодром, и т. д.
4). STAR WARS (Звездные войны). Возраст 6+
Каждый набор – это технические устройства и уникальные фигурки, сочетающие в себе яркие узнаваемые черты популярных киногероев и особую схематичность лего-человечков. Бренд «Звездные войны» характеризуется невероятной реалистичностью моделей. Даже преимущественный цвет серии – серый – представлен оттенками, которые воссоздают блеск и переливы металлических корпусов космических кораблей.
5). Friends (Лего Френдс). Возраст : 5+
Серия Friends создавалась специально для девочек с учетом особенностей мышления, пристрастий и интересов юных принцесс.
Как и многие предыдущие лего-серии, линия Френдс объединена единым сюжетом. Главные героини истории – 5 подружек подросткового возраста. Они отличаются характерами, увлечениями и внешностью. Объединяет же девчонок верная дружба, доброта, любовь к путешествиям и активному отдыху.
6). LEGO PRINCESS (Лего Принцесс). Возраст : 5+
LEGO Disney Princess — одна из самых популярных серий для девочек! Серия Лего Принцесс посвящена самым популярным героиням — Золушке, Эльзе, Рапунцель, Ариэль, Авроре, Мериде, Софии Прекрасной. Конструктор ЛЕГО Принцессы Диснея представляет собой классический набор, в котором есть кубики ЛЕГО и аксессуары для строительства замка или крепости, мини-фигурка Принцессы и дополнительные составляющие для декора.
И так, какую цель ставит перед собой мир лего :
Цель лего-конструирования :
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи лего-конструирования :
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
-способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
- способствовать развитию у дошкольников технических навыков
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Принципы Лего-конструирования :
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Планируемый результат
В ходе работы с лего-конструкторами ребенок может получить определенные знания, умения и навыки
знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
-простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
-конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Использование LEGO в образовательном процессе.
Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др.
Особенности работы с лего в разном возрасте
С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.
На первом этапе необходимо провести знакомство с лего-деталями. Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего-конструктором. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.
На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник).
Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора», «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке», «Найди по описанию деталь конструктора», «Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др.
Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего-постройка, которая может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего-постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.
С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т. д
В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных со несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей).
В силу возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.
Дети 6-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…», «Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.
И так, лего-конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.