Елена Болдыханова
Возможности игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках проекта осуществляла психолого-педагогическое сопровождение развития семей, участников проекта с перинатального периода до 7 лет через организацию занятий с беременными женщинами, педагогический патронаж детей грудного возраста, сопровождение детей раннего и дошкольного возраста через интегрированные занятия студии «Этот волшебный мир».
Обобщила работу педагога-психолога по теме педагогического опыта «Возможности игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
Актуальность и перспективность опыта
Публикация «Возможности игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
С введением ФГОС ДО одним из основных принципов стандарта является реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Включение игр в воспитательно-образовательный процесс повышает его эффективность, так как игра:
• создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
• непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;
• способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом. Однако, такие методы работы являются малоэффективными без сотрудничества с воспитателями.
Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в своей работе с детьми дошкольного возраста :
• поведение детей – гиперактивность, тревожность, застенчивость;
• эмоциональное развитие – неуверенность в себе, своих возможностях;
• познавательное развитие – низкий уровень развития мышления и речи; памяти, внимания, воображения, восприятия;
• личностное развитие – неумение общаться со сверстниками и взрослыми, агрессивность, страхи.
Цель данной работы – психопрофилактическая работа с детьми.
Задачи по разделам:
1. Коррекция поведения детей :
• снижение негативных настроений и восстановление сил;
• развитие в детях чувства эмпатии;
• снижение агрессивности и тревожности у детей;
• повышение уверенности в своих возможностях и в себе;
• умение управлять своим поведением
2. Эмоциональное развитие:
• эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
• умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других);
• умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
3. Познавательное развитие:
• развитое воображение;
• хорошая память;
• развитое наглядно-образное мышление
• хорошая ориентировка в пространстве и времени;
• развитая тонкая моторика рук;
• развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
• интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
4. Развитие личности:
• снижение агрессивности и детских страхов;
• улучшение взаимоотношений с окружающими;
• повышение самоуважения.
Практическая значимость заключается в систематизации игр из опыта работы педагога-психолога., направленных на психопрофилактическую работу с детьми дошкольного возраста,
Результаты исследовательской деятельности
Исследование проводилось с участниками проекта в возрасте 6-7 лет по результатам проведенной работы. Оценка эмоционального развития осуществлялась с помощью теста тревожности «Выбор лица» Р. Тэммл, В Амен, М. Дорки. Оценка познавательного развития осуществлялась через изучение памяти, воображения, внимания, мышления, речи. Развитие личности включало изучение самооценки по методике «Лесенка» для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.