Нурбобоева Оксана Ивановна
Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения детей. План по саммобразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.
Публикация «Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения детей, План по саммобразованию» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализовать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия, и обеспечивает её различными изобразительными материалами, красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы. Дети могут использовать предоставляемые им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.
Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников.
Задачи:
1. Создание атмосферы психологической безопасности.
2. Гармонизация эмоционального состояния.
3. Развитие коммуникативных способностей ребенка.
4. Развитие умения выражать свои чувства, переживания.
5. Развитие творческой активности
6. Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Ожидаемый результат:
• Стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
• Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе
Используемый материал: магнитофон (музыкальный центр, аудиозаписи, изобразительные материалы, бумага разного формата, старые журналы, ножницы, клей.
В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники
• Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
• Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
• Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
• Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
• Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
• Техника телесно-ориентированной терапии.
• Музыкальная терапия.
План работы
Примерное содержание деятельности педагога
Сентябрь - октябрь
Изучение литературы по теме самообразования. Составление плана работы
Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.
Обеспечение условий для проведения работы.
ноябрь
Подбор консультаций и индивидуальных бесед для родителей по теме «Арт-трерапия как средство развития ребенка»
Разработка и подбор упражнений по арт-терапии.
декабрь
Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей с ОНР» в старшей группе.
Разработка комплекса занятий
Январь
Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»
Разработка комплекса занятий. Показ открытого занятия в ДОУ
февраль Разработка комплекса занятий
Март Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ
апрель Разработка комплекса занятий
май Отчет о проведенной работе. Публикация по теме самообразования в интернет