Марина Остапчук
Коррекционное занятие для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать лексико-грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Весна. Птицы прилетели.»
Коррекционно-образовательные задачи :
- Активизировать словарь по теме «Весна. Птицы прилетели».
- Совершенствовать грамматический строй речи (словоизменения существительных, подбор родственных слов, образование сложных прилагательных, образование названий птенцов).
- Совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового анализа и анализа предложения.
- Совершенствовать навыки распространения предложений, построения вопросительных предложений.
Публикация «Коррекционное занятие для детей подготовительной к школе группы по теме: „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи :
- Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание и восприятия, координацию движений, фонематических функций, общие речевые навыки, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи :
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к природе, желание узнавать новое и интересное.
-. Формировать любовь к художественной литературе, умение работать в коллективе;
Оборудование.
Аудиозапись "Звуки природы", наборы для составления звуковых схем слов полоски для составления схем предложений, картинки с приметами весны,перелетных и зимующих птиц, картинка грустного и веселого солнышко с тучками, мяч, песочные часы на 1 минуту, ободок с прорезью для картинок, мольберт, медали.
Предварительная работа.
Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций на тему «Весна. Перелетные птицы». Разучивание скороговорок по теме, стихов.
Ход занятия.
1. Орг. момент
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и друг друга.
Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень.
Друг на друга посмотрели
И улыбками согрели.
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам.
2. Чтение стихотворение-загадки.
Логопед: Ребята, Иветта выучила и хочет вам загадать загадку.
Ребенок:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла (весна)
3. Составление рассказа "Признаки весны"
Логопед: Расскажите о весне. В этом вам помогут картинки.
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Логопед: Сядет тот, кто ответит на мой вопрос.
После какого времени года наступает весна? Какое время года наступит после весны? Сколько месяцев у весны? Какой первый весенний месяц? Какой первый весенний месяц? Какой второй весенний месяц? Какой третий весенний месяц?
Дети: Весна наступает после зимы. После весны наступит лето. У весны три месяца. /Отвечают и садятся за столы/
Логопед: - Ребята посмотрите солнышко загрустило. Как вы думаете, почему?
Дети: -Налетели тучки и закрыли солнышко.
Логопед: На тучках загадки, вы отгадайте их и тучки рассеются. Отгадайте загадки и выложите звуковые схемы слов-отгадок. (Дети отгадывают загадки и выкладывают звуковую схему слов).
4. Дидактическая игра «Загадки» - развитие звукового анализа слов, развитие логического мышления
Логопед:
На ветках —
Плотные комочки.
В них просыпаются
Клейкие листочки. (почки)
Удалые молодцы
были спрятаны в ларцы,
а когда пришла весна,
пробудились ото сна.
Побежали по лугам,
зажурчали тут и там.
Это что за молодцы
были спрятаны в ларцы? (ручьи)
За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)
5. Упражнение «Семейка слов».
Логопед: Ребята, тучки рассеялись, солнышко повеселело, но только лучиков мало. Вы подберите родственное слово к слову "Солнце" и прикрепите лучики.
Логопед: Как назвать солнце ласково? Как называется цветок похожий на солнышко?.
Дети подбирают слова и приклеивают лучики. /солнышко, солнечный, солнцепек, подсолнух, масло подсолнечное.
Логопед: Вот теперь порядок. Солнышко веселое, лучистое. Оно приглашает нас на прогулку в лес.
6. Физкультминутка
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовё т: «гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Мы за солнышком пошли
На поляну мы зашли Ходьба
Логопед: Ребята, мы с вами пришли в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц, насекомых. Послушайте, кто это поёт в лесу?/ Включается аудиозапись "Звуки природы. "
Дети: Это птицы! Они поют, радуются весне.
Логопед: Конечно, ребята. Весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны. Как называются эти птицы?
Дети: Они называются перелетные. Перелётные птицы прилетают весной, чтобы свить гнезда, высидеть яйца, выкормить и вырастить птенцов
7. Упражнение "Отбери картинки"
Логопед: Ребята, отберите только картинки перелетных птиц. / Дети прикрепляют на мольберт картинки. /
8. Упражнение "Продолжите предложение" :
Весной к нам прилетают. / стрижи, гуси, кукушки. /
Мы рады прилету. /стрижей, кукушек, ласточек, гусей, журавлей. /
Мы зимой вспоминали. / о скворцах, о ласточках, о журавлях, о утках. /
9. Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопитесь, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели (указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)
10. Упражнение "Проговори скороговорку. "
Логопед: -Птицы так красиво поют. Мы с вами много занимались и научились правильно, красиво говорить. Я вам предлагаю вспомнить и произнести быстро и четко скороговорки о птицах.
Дети: На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.
Грач кричал, грач горячился. А сосед не огорчился.
Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.
Сошьёт скворец исправно в срок. Все сорок скроенных сапог.
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора для укрепления пера!» и т. д
11. Дидактическая игра : "Какой, какая"-образование сложных прилагательных.
/ Игра проводится с мячом/.
У скворца пестрая грудь, он пестрогрудый.
У трясогузки длинный хвост, она.
У цапли длинные ноги, она.
У иволги желтая грудь, она.
У аиста красный клюв, он.
У журавля короткий хвост, он.
12. Дидактическая игра : "Назови птенцов"- образование названий птенцоа
Логопед: - Как называются птенцы?
Дети : У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
13. Дидактическая игра: "Да, нет"
Логопед: -Ребята, давайте поиграем. Отгадайте, что за птица села вам на голову. Я буду прикреплять к ободку картинку, а вы задавайте вопросы,которые вам помогут отгадать. Вопросы нужно строить так. чтобы мы могли ответить "да" или "нет". Вопросы вы можете задавать пока сыпется песок в часах.
Ребенок: Эта птица насекомоядная? У неё серое оперенье? У неё полосатенький животик? Она не высиживает яйца? Это кукушка?
/Если ребенок не отгадывает или заканчивается время, то дети говорят какие вопросы нужно было задать, чтобы можно было отгадать/. Выигрывает тот, кто отгадает птичку.
14. Итог
Логопед: Ребята, прогулка наша по весеннему лесу закончилась и нам пора возвращаться. Вокруг себя мы повернемся и в группу "Солнышко" вернемся.
Вам понравилось занятие? Вы молодцы! За старание и прилежание вы заслужили медали.