Елена Цепенкова
«Зимующие и перелетные птицы». Интегрированное занятие для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Интеграция образовательных областей:
Цель: закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, умения создавать объёмную фигуру, конструировать из предложенного материала
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Публикация «„Зимующие и перелетные птицы“, Интегрированное занятие для подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Способствовать закреплению знаний у детей о жизни перелетных и зимующих птиц нашего края (закрепить умение делить их на группы Перелетные и зимующие, их пользе в природе и жизни человека)
- Активизировать и обогащать словарь детей с помощью понятия «за»
«перед», «слева». «Справа», «сверху» через д/и, образуя простые и сложные предложения.
- Формировать у детей внимание, мышление, развивать память, расширять кругозор, содействовать в умении делать простейшие выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать умение видеть красоту живой природы (птиц, проявлять заботу о ней.
Развивающие:
- Способствовать умению детей работать с природным материалом,
создавая объемные фигуры птиц через конструктивную деятельность
Предварительная работа:
- Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание картин, изображающих птиц; беседы о кормах для птиц.
- чтение стихов, загадок
- Чтение художественной литературы о птицах : Т. Кочиев «Ласточкины гнезда», М. Горький «Воробьишко». Н. Томилина «Про усатых и хвостатых». Ю. Кушак сказка «Финист-Ясный сокол», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Рисование птиц, выполнение оригами, лепка.
Дидактические игры «Улетает-не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где зимует», «Кто здесь лишний»
Настольно-печатные игры «Кто, где живет», лото «Птицы» и др.
- Сбор корма для птиц на участке и дома с родителями (семечки, зерна, плоды ягод)
- Работа с родителями: изготовление кормушек
МАТЕРИАЛ:
Слайды о птицах, «Как летят птицы»
- Образцы кормушек
-Стаканчики с кормом для птиц : семечки, зерна пшеницы, плоды ягод (шиповник, рябина)
- Аудиозапись «Голоса птиц»
- Перо птицы
- Художественная литература
- Природный материал (шишки, пластилин, перо, салфетки
- мяч
Слайд 2 - ХОД ЗАНЯТИЯ :
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте внимательно стихотворение, Е. Благининой, которое я вам прочитаю.
«Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи".
Вос: О чем рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Об осени. О птицах, которые улетают в тёплые края.
2. БЕСЕДА:
Воспитатель. Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных и зимующих птицах.
Что умеют птицы?
Дети: Летать.
Вас: С помощью чего летают птицы?
Дети: С помощью крыльев.
Вас: Почти все птицы умеют летать. Давайте посмотрим строение птицы. (Слайд 3)
(строение показать картинку с пером слайд 4)
Вос: Для чего нужны птицам перья?
Дети: Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску.
Вос. : Скажите, пожалуйста, а вы знаете, где живут птицы? (слайд5)
Дети: Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучке камней, дуплах или где придется.
Вос: Все птички нашли себе домик.
Для чего им нужен домик?
Дети: Чтобы жить и выводить потомство.
Вос: А как называется потомство?
Дети: Птенчики
Вос: Как появляются птенчики? (слайд 6)
Дети: Да! Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Они рождаются голые и беспомощные, но спустя некоторое время они покрываются перышками и только позже становятся красивыми и взрослыми птицами.
3. (слайд 7)Художественное слово - загадки
Вос: 1. Не ворона, ни синиц
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
(слайд 8 и аудиозапись с голосом кукушки)
Вос:
2 .Под крышей я леплю гнезд
Из комочков глины
Для птенчиков стелю
Пуховую перину
/Ласточка /
(включается аудиозапись слайд 9)
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(аудиозапись и слайд 10)
4. Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
спать летит в дупло. (Сова)
(аудиозапись и слайд 11)
5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
(слайд 12 и аудиозапись)
6. Плавать в речке ей не лень,
Нырять и крякать целый день.
- Ну, отдохни хотя б минутку!
Кто без воды не может (утка)
(Аудиозапись и слайд 13)
Вос: Птиц вы угадали! А сейчас вы поможете мне определить какая это птица перелетная или зимующая?
(слайд 14)
4. Физминутка:
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу - дети приседают на корточки.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Вос: Ну что? Отдохнули? Продолжим дальше.
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают, по каким признакам?
Дети: По оперению, величине - внешнему виду
Вос: Но наступает время и птицы должны улететь от нас. Почему?
Дети: Потому что здесь наступают холода,
И самое главное то, что зимой нет корма для птиц, потомучто
. осенью многие насекомые исчезают: они или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, их называют (насекомоядные, а если плодами их называют (плодоядные).
Вос: А каких птиц вы знаете (перелетных птиц) слайд15
Вос А вы знаете, что некоторые птицы улетают в теплые края по-разному. (Слайд 16)
1)«стайками», все вместе, например
2)некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;
3)другие выстраиваются косяком в одну линию.
Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Вос: Но не все птицы улетают в теплые края, есть, птицы которые остаются с нами и прилетают к нам на зиму.
Как их называют?
Дети: (зимующие, слайд 17
Вос: Зимующим птицам особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голод а. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей
(слайд18) 5. Словесная игра
«Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Ворона … (каркает,
Голубь (воркует,
Воробей (чирикает)
Дятел (стучит)
Сорока (стрекочет)
Вос: Избушка новая,
Для всех столовая.
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Это о чем я вам сказала?
.(кормушка)
Вос: Мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Что мы должны для этого сделать? Как мы должны им помочь?
Слайд 19 Дети: (развесить кормушки)
слайд 2 (покормить птиц)
Вос: А что же едят птицы?
Дети: Для птиц пригодны семена различных растений. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.
Вос: Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, проверим свои кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь
Мы птицам помогли.
А как птицы помогают нам?
. Слайд 21
Дети 1)_(Птицы радуют нас своим пением;
2) птицы поедают вредных насекомых;
3) Каждый год они на крыльях приносят весну
Ребята, мы с вами и рисовали и лепили птицу, а сегодня мы будем делать птицу из природного материала (шишка)
У вас у всех лежит материал, с которым мы будем работать: шишка, пластилин, перо, кормушка, семечки.
Но сначала разогреем пальчики
7. Пальчиковая гимнастика (слайд 22)
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
8. Практическая часть
Во время работы включить аудиозапись пение птиц (слайд 23)
Закрепить правила поведения во время работы
Ход работы
8. итог занятия (слайд 24) Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель ставит на стол кормушку, ребята садят птиц на кормушку, воспитатель им помогает.
(сколько за кормушкой)
(сколько на кормушке)
(сколько впереди кормушки)
(сколько слева)
(сколько справа)
Затем детям предлагается по очереди назвать полным ответом.
Например: «За кормушкой 3 синицы».
«На кормушке 2 сороки».
И затем сосчитать, сколько всего прилетело птиц к кормушке и для чего?
- Отвечают дети полным ответом
Я надеюсь, что с вашей помощью птицы нашего края хорошо перезимуют, и радостно встретят весну. А весной мы будем встречать и перелетных птиц.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- Что интересного мы узнали?
- Как нужно помогать птицам?
- Какую пользу приносят птицы людям?
. (слайд 25)
Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Спасибо за внимание.