Елена Мамышева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятие 1
Путешествие в страну чувств
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.
Задачи:
Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями.
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Сказка
Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.
Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.
В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.
Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!
Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.
Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.
Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.
И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.
Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
Обсуждение сказки.
Занятие 2.
Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, листы.
Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.
Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.
В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа. Занятие 3.
Умею ли я слушать другого человека.
Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.
Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети, а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.
Занятие 4.
Хочу сказать приятное другому человеку.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.
Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, пришли в гости (игрушки, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
Занятие 5.
Роли, которые играют люди.
Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т. д.
Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.
Занятие 6.
Где мне сесть?
Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.
Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизится друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав, наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.
Занятие 7.
«Портрет»
Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирают те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Занятие 8.
Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.
В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.
Занятие 9.
Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.
Занятие 10.
Упражнение «Пальчики-мордашки».
Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю по той же схеме.
Упражнение «Пальчики-мордашки»
Рис. 3
Цель. Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.
Материалы. Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Занятие 11.
Игра "Кляксы"
Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Процедура игры: подготовлены жёсткие листы бумаги, жидкая краска.
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист и сложить его вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа "клякса". Агрессивные или подавленные дети выбирают краску тёмных цветов. Они видят в "кляксах" агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище). Через обсуждение страшного рисунка агрессия ребёнка выходит во вне, тем самым он освобождается от нее. К агрессивному ребёнку полезно посадить спокойного ребёнка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и будет видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты). Посредством общения со спокойным ребёнком на предмет интерпретации "кляксы" агрессивный ребёнок успокаивается. Замечания к игре:
Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно чёрную или красную краску.
Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона.
Серые и коричневые - выбираются детьми напряжёнными, конфликтными, расторможенными (ребёнок нуждается в успокоении).
Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета, не придерживаясь связи между цветом и психическим состоянием.
Занятие 12.
Игра "Сочини историю"
Цель игры: снятие страхов.
Процедура игры: ребёнок сочиняет историю, психолог - "зритель". Ребёнок рассказывает историю. Затем её продолжает психолог, который вводит в повествование более "здоровые" и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, которые изложил ребёнок. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом опять ведущий и т. д.
Занятие 13.
Упрямые барашки
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.
Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
ШКОЛА УЛЫБОК
Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.
Вводная беседа:
- Когда люди улыбаются?
- Какие бывают улыбки?
- Попробуйте их показать.
Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.
- Нарисуйте улыбающегося человека.
- Улыбающийся человек, какой он?
Занятие 14.
«ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»
Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей : "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т. д. "
Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.
3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости.
На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
«Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа.
Детям предлагается поговорить о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?
Занятие 15.
«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз
ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ
Цель: прочувствование различных позиций в общении.
Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит
в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и
актуальные для детей темы : "Мое любимое животное", "Мой самый
радостный день в прошлом месяце" и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят
лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит
около своего стула (дети меняются местами, затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в
процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?
«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) : - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?