Анна Третьякова
Коррекционно-развивающие занятия по развитию канала восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель I категории
МКДОУ №1 "Сказка»
Третьякова Анна Алексеевна
Родители и педагоги часто задают себе вопрос, как можно понять ребёнка, его поведение и возможности, найти верный подход к нему? Не зная индивидуальные особенности ребёнка, мы ни когда не разрешим эту проблему. То, каким образом человек усваивает новые знания, зависит от восприятия, которые человек получает извне. Некоторые дети лучше всего воспринимают информацию на слух - слуховой (аудиальный) канал восприятия. Другие лучше всего запоминают, глядя на изображение, пользуясь зрительным (визуальным) каналом восприятия. Есть и такие, которым надо что-то делать, записывать - это двигательное (кинестетическое) восприятие. Знание наилучшего для ребёнка способа подачи информации, учитывая ведущий канал восприятия, помогут в усвоении большего объёма знаний.
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия по развитию канала восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные органы чувств. Опираясь на современную литературу по психологии, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах.
Ребёнок - «визуал» мыслит образами, воспринимает информацию глазами. Источником получения знаний являются наглядные пособия, зрительные опоры. Он с трудом запоминает словесные инструкции, устные объяснения и задания. Он не может подолгу слушать. Поэтому для такого ребёнка подача информации должна быть в виде картинок, подчёркивать и выделять главное, использовать условные значки, символы. Задания и игры должны способствовать зрительному сосредоточению: игры в шашки или шахматы, срисовывание, вышивание, сборка моделей из деталей конструктора, сравнение предметов На прогулке побуждать ребёнка к рассматриванию цветов, бабочек, снежинок, листьев.
Ребёнок-«аудиал» обучается, слушая, логически обрабатывает услышанную информацию. Очень общительный, выступает в роли лидера. Он легко запоминает и повторяет услышанное. Любит групповые формы работы, запоминает и мыслит на основе услышанной информации. Легко и часто отвлекается даже на шёпот, разговаривает сам с собой. Любит музыку, петь, рассказывать стихи. Поэтому для ребёнка-«аудиала» рекомендуются формы работы с повышенной речевой активностью, диалоговые формы обучения. Следует использовать интонационное разнообразие. Поэтому игры и упражнения должны учитывать слушательские навыки: чтение книги вслух, пересказывание текстов, слушание музыки, пения птиц.
Ребёнку-«кинестету» чтобы понять, требуется потрогать, почувствовать содержание, как бы пропустить через себя, свои чувства. Обучается через прикосновение. Ориентирован на физические действия, обилие движений. Много жестикулирует, эмоционально неустойчив. Чтобы понять, этому ребёнку надо потрогать, поразбирать, зарисовать, вылепить. И поэтому ребёнок нуждается в постоянном подбадривании, физических контактах, поглаживанию, похлопыванию по плечу. Для развития навыков кинестетика следует развивать макромоторику: подвижные игры, поездки на велосипеде, игры с мячом, плавание, командные виды спорта.
По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2 – 4 мес., когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаем фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не заканчивается, а наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Игры и упражнения, способствующие развитию и коррекции разных каналов восприятия у детей.
1. Набор «Шумовые кирпичики»
Набор «Шумовые кирпичики» предназначен для развития слухового восприятия и уточнения слуха, пробуждения акустического внимания и слуховой памяти.
Взрослый берёт 5 «кирпичиков» красного цвета и просит ребёнка потрясти их. Спрашивает ребёнка, чем отличаются издаваемые шумы. Какой из кирпичиков пустой, какой издаёт самый тихий, а какой самый громкий шум, т. е. просит сравнить их между собой. При этом ребёнок должен названия всех градаций громкости шумов: «очень громкий», «громкий», «тихий», «очень тихий». Затем тоже самое проводится с «кирпичиками» жёлтого цвета.
2. Упражнение «Найди одинаковый звук».
Набор из парных контейнеров, которые содержат предметы, издающие различные звуки, что способствует развитию акустического восприятия.
».[/i]
Ребёнку предлагают одну из пар контейнеров, просят, что бы он прослушал каждый звук и постарался запомнить его звучание.
Взрослый берёт вторую пару контейнеров и встряхивает, что бы был слышен звук. Ребёнок старается вспомнить какому из контейнеров принадлежит издаваемый звук и найти правильную пару.
3. Упражнение «Волшебный мешочек».
Набор состоит из восьми предметов (геометрическими телами): шар, куб, яйцо, цилиндр, треугольная призма, конус, параллелепипед, полусфера и предназначен для развития тактильного ощущения.
Все предметы сначала рассматриваются вместе с ребёнком. Взрослый спрашивает: «Что это? Какой формы?». Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему. Затем все предметы складываются в мешочек, и начинается игра.
Взрослый просит ребенка, не заглядывая в мешочек, определить на ощупь предметы разных форм и определить их название.
4. Упражнение «Угадай, чего не стало"
Набор состоит из 10 сенсорных картинок и предназначен для развития визуального восприятия.
Раскладываем предметные картинки, называемых их и определяем цветовую гамму. Затем ребёнок в течение 1 минуты должен запомнить картинки. Предлагаем ребёнку закрыть глаза. Убирается одна из картинок и ребенок, открыв глаза должен определить отсутствующую картинку и назвать её.