Приложение МААМ

Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ

ирина коробова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ

С. Юдино

Инструктор по физической культуре :Коробова И. Н.

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности, Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ» размещена в разделах

В МБДОУ детский сад №16 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе 15 детей с ОВЗ.

Дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы.

В коррекционно развивающей работе нуждаются дети, посещающие группы, компенсирующей направленности в большей степени Физическая культура имеет не маловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально – речевого дыхания, совершенствованию координации, основных видов движений, мелкой моторики рук, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка; общительности, умению рассчитывать свои силы, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости, чувства товарищества.

Цель: коррекция и укрепление физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи :

Образовательные задачи:

1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера (плавание)

3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи :

1. Активизация защитных сил организма ребёнка.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма.

3. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

4. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

5. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

6. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

7. Развитие речи посредством движения.

Воспитательные задачи :

1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Особенности физического развития и двигательных способностей

детей 5-7 лет с ТНР

Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников по точности движений, замедлено формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптома-тика различной степени выраженности. Дети имеют отставания в физическом развитии. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, недостаточная ритмичность, нарушение статического и динамического равновесия, трудности в формировании пространственно-временных отношений, особенно словесных обозначений временных и пространственных признаков предметов Для детей с моторной алалией кроме специфического речевого дефекта характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Особенности развития детей с ЗПР

- деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;

- им характерна рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;

- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

- наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;

- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР

Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.

По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 5-7 лет с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств - мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости - на уровне 5-10%. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции. Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля. Характерной особенностью является несформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, заплетать косички.

Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий, требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т. п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии.

Особенности организации

Средства обучения:

1. физические упражнения ;

2. корригирующие упражнения ;

3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4. материально-технические средства адаптивной физической культуры : спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5. наглядные средства обучения.

Методы обучения:

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.

Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.

Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

• выполнение движения в облегчённых условиях;

• использование сопротивлений (элементы аквааэробики,силовые упражнения в воде, упражнения с утяжелением)

• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения,

• использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

• использование изученного движения в сочетании с другими действиями

• изменение исходных положений для выполнения упражнения

• изменение внешних условий выполнения упражнений

• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д. ,

• изменение эмоционального состояния.

• Метод дистанционного управления (относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;

• Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Разработка индивидуальных программ

При разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП) необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. ИОП представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.

Публикации по теме:

Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста В связи с внедрением ФГОС важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и.

Особенности проведения образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ Полноценное физическое развитие ребенка- это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Консультация для воспитателей «Особенности организации деятельности по физическому развитию в условиях ФГОС» .

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия.

Организация психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в технике песочной и сказочной терапии Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1373 Совместная деятельность воспитателей. Интеграция областей: речевое.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия.

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушением речи Консультация для воспитателей Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с.

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» В наше время образование в России приобретает приоритетное значение. Одной из основных задач является приспособление учебных заведений для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 17:36
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем ирина коробова (УИ 541025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД