Симоненко Светлана Сергеевна
Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Симоненко С. С., воспитатель
МБДОУ «Шахтерский Я/С №7»
г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика
Публикация «Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вступление. Основная задача коррекционно-развивающего обучения в области специального образования – развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что ее социальная значимость и функция в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями очень важна. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи.
Основная часть: В современных психолого-педагогических исследованиях говорится о том, что умения и навыки связной речи при самопроизвольном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не доходят до уровня, необходимого для полноценного обучения ребенка в школе, его социализации в социуме [3].
В. П. Глухов предложил систему обучения детей рассказыванию в несколько стадий, которые предусматривают овладение детьми навыков монологической речи в следующих формах : составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Данные формы обучения рассказыванию помогают детям развивать их собственную фантазию, за счет того, что ребенок сам придумывает сюжет рассказа, придумывает начало или конец рассказа, делает выводы и умозаключения [6].
Л. Н. Ефименкова классифицирует приемы работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи и предлагает поделить всю коррекционную работу на три стадии или этапы. На каждом из этапов проводится работа по развитию лексики, фразовой речи, связной речи. Развитие связной речи – основная задача третьего этапа. Работу следует начинать с понятия о слове, связи слов в предложении. Начинать учить дошкольников с ОНР нужно с точного пересказа, потом выборочного и творческого. Далее ребята должны сделать анализ текста. В конце работы над развитием связной речи детей нужно научить составлению логичного рассказа на основе своего личного опыта [1].
Л. Н. Ефименкова [2] рекомендует структуру упражнений по развитию речи, где реализуется постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному, после этого уже непосредственно идет составление рассказов, пересказов. Эти задания обладают творческим направлением и помогают развивать в ребенке творческие способности.
Работая над развитием связной речи детей с ОНР Т. А. Ткаченко рекомендовала авторский метод обучения, на занятиях используется наглядный материал и схема рассказа. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному, с постепенным убиранием наглядности и планов высказываний. Последовательное использование этого метода, в основном, положительно влияет на развитие связной речи тех детей, которые вообще не умели логично и развернуто составлять рассказ [12].
Детям интересен такой вид деятельности, а, следовательно, они охотно будут заниматься и развивать свою связную речь. Рассказ по схеме или мнемотаблице, поддерживает логичность и последовательность высказывания, а постепенное усложнение этих заданий поможет формированию самостоятельной и рассудительной речи ребят.
Развитие связной речи старших дошкольников включает в себя следующие умения [7] :
пересказать художественный текст;
выстроить описательный, повествовательный и творческий рассказ;
составить изложение - рассуждение;
составить рассказ, руководствуясь личным жизненным опытом.
Для выработки этих умений рекомендуется применнять игровые и здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, синквейн, что делает обучение содержательным, увлекательным и развивающим [4].
Одной из таких методик является игровая деятельность для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Игра интересна ребенку, и все новое, что он узнает во время игры, станет более понятным и надолго останется в его памяти. К. Д. Интерес ребенка к игре Ушинский объяснял так: «Для ребенка игра — это реальность, которая гораздо интереснее той, которая его окружает. Ему интереснее, потому что понятнее; и для него это яснее, потому что отчасти это его собственное творение.
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей с ОНР III уровней среднего дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:
1) формирование и развитие импрессивной речи;
2) формирование и развитие экспрессивной речи.
В первую очередь указанные направления необходимо отрабатывать на уровне предложения, а затем – Связного высказывания из нескольких (2-3) предложений.
Таким же образом проводится и работа по формированию Связного контекстного высказывания. С этой целью логопед вместе с детьми рассматривает сюжетные картинки или их серию и задает вопросы для определения понимания связей между элементами ситуации. На этом этапе педагог может произносить начало предложения, а ребенок заканчивает его, добавляя одно-два слова самостоятельно. Например: зимой дети лепят. (снежную бабу). Они радуются зиме, катаются. (на санках). Далее дети самостоятельно составляют небольшой рассказ, опираясь на вопросы логопеда.
Отработка таких упражнений дает возможность перейти к более сложных задач: самостоятельном составлении предложения по рисунку, по опорными словами. Так же и на основе связного текста. Педагог составляет небольшой рассказ, дети добавляют необходимые предложения, опираясь на вопросы педагога. Затем с опорой на вопросы педагога самостоятельно составляют рассказ, за тем составляют рассказ без опоры на вопросы. В таком же плане отрабатывается пересказ прочитанного текста с опорой и без опоры на наглядность. Совершенствование навыка диалогической и монологической речи происходит в процессе предметно-практической деятельности в форме диалога, вопросов, подсказок и без таких на специальных занятиях и вне их в игровой форме.
В старшей группе для детей с III уровнем ОНР требования к их речевым возможностям растут. Детей учат творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием сложившихся представлений и знаний.
В процессе формирования связной речи у детей совершенствуются навыки описательных рассказов, пересказа произведений украинской литературы и народного творчества. Дети учатся составлять различные типы текстов с соблюдением целостности и связности высказывания. Наряду с этим происходит обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием сложившихся представлений и знаний.
Вывод: Таким образом, все вышеупомянутые методики надо использовать в коррекционно-развивающей работе при формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В современно теории и практике существует множество методических разработок, но поиск технологий для преодоления нарушения развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня остается актуальной и требует дальнейшего исследования.
Список использованных источников:
1. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7. С. 35-38.
2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн. - метод. пособие. СПб. : Детство-пресс, 2003. 144 с.
3. Воробьева В. К., Беляковой Л. И. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи. М. : Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985. 88 с.
4. Выготский Л. С. Детская речь. М. : Просвещение, 1996. 420 с.
5. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ACT : Астрель, 2005. 351 с.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : АРКТИ, 2004. 168 с.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : Дети с общим недоразвитием речи : Кн. для логопеда. М. : Просвещение, 1985. 112 с.
8. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. метод. пособие. М. : Соц. -полит, журн., 1994. 96 с.
9. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М. : МГУ, 1975. 65 с.
10. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1985. 176 с.
11. Синцова А. А. Занятия по развитию речи. М. : Чистые пруды, 2006. 359 с.
13. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2003. 112с.