Мокрушина Лариса Тимофеевна
Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-ведущая деятельность дошкольника. В игре ребёнок не только многому обучается, но и сохраняет своё здоровье, «игра даёт эффект добровольного обучения, научения и тренировки (добровольно – это как бы само собой)» (Шулешко Е. Е. «Понимание грамотности» М. Мозаика-синтез-2001).
Конечно, игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не может выполнить, но всегда «требует от ребёнка некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. А бодрость и радость - залог здоровья.» (Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М Владос 1994г.)
Взяв за основу положения, что игра – это:
Публикация «Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- деятельность (в данном случае - речевая)
-мотивированность, отсутствие принуждения
- развитие психических функций и способностей
- «учение с увлечением» (Соловейчик С. Л)
- ведущий фактор развития дошкольника
- правила, нацеливающие ребёнка на «подбор нужного слова», нужного
речевого варианта, остановила свой выбор на учебно-дидактических
(классификация игр НовосёловойС. Л). Решение коррекционных задач даёт право назвать такие игры коррекционно-развивающими.
Игры представляют собой вариант упражнений на автоматизацию звука [Р], усложнённые лексико-грамматическими, психологическими заданиями с элементами движения (передача, отбивание, прокатывание, бросание мяча;
передача разных предметов; произнесение фраз с движением; перемещения, передвижения по группе; смена положения)
Классификация игры (учебно-дидактической)
Класс - Игры, связанные с исходной инициативой взрослого
Вид - Обучающие игры
Подвид - Учебно -дидактические
(игры с предметами, настольно - печатные,словесные)
Принципы построения коррекционно - развивающих игр
1. Принцип системности - представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии – в связи с этим коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.
2. Принцип единства диагностики и коррекции – эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного обследования, и выстроена в соответствии с возможностями каждого ребё нка: одним задания легче, другим - сложнее; от одних требовать самостоятельного решения, другим оказывать помощь.
3. Принцип постепенности – от простых, доступных заданий к более сложным, но помнить слова Л. С. Выготского: «Обучать ребёнка возможно только тому, чему он способен обучаться»
4. Принцип выращивания «слабого звена» при опоре на сильные, сохранные звенья – учёт сильных сторон развития и факторов риска
Последовательность предъявления игр
Следуя принципу от простого к сложному, начинать с игр с предметами. Эти игры наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии.
Настольно-печатные игры более сложные за счёт увеличения задач, требующих самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложные – словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.
Данная последовательность не означает, что необходимо строго её придерживаться. Всё зависит от поставленных задач и сложности материала, в том числе и речевого.
Автоматизация звука [Р] идёт сначала в словах простых по фонематическому составу и не содержащих других нарушенных звуков.
В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным, затем в середине, и в конце слова. После этого – в сочетании с другими согласными (сформировавшимися в речи детей, и в словах с двойным звуком [Р] в разном положении. Далее переходим к автоматизации звука в словосочетаниях, коротких высказываниях и в спонтанной речи.
Структура КРИ
1. Коррекционно - развивающие задачи
2. Игровые правила
3. Игровые действия
Коррекционно - развивающие задачи.
Для постановки задач, помимо главной – автоматизации звука [Р] в словах (фразах, спонтанной речи, необходимо учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети.
Игровые правила.
Основная цель – организация действия, поведения детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать. Важно, определяя правила, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания, но и проявляли выдержку, корректность, доброжелательность.
Игровые действия.
Выполнение игровых правил контролируются и направляются игровыми действиями.
Алгоритм проведения КРИ
1) Вводная часть.
Предполагает ритуал приветствия.
Цель – установление эмоционально – позитивного контакта между логопедом
и детьми, детей между собой. Необходимо настроить ребят на
деловой лад, создать игровую атмосферу.
2)Реализация игры :
- объяснение хода игры
- выбор начинающего игру (считалка) по необходимости
- определение роли логопеда в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика, арбитра, играющего вместе с ребёнком (слабым)
Мера непосредственного участия определяется
сложностью игры, уровнем подготовки детей.
3)Реализация самой игры
4)Заключение.
Подведение итогов, рефлексия того, что было, обмен впечатлениями, мнениями. Возможность использования игры в самостоятельной деятельности. Обговаривание планов на следующую игру. Для логопеда:
- выявление эффективных приёмов в достижении поставленной цели
- что не сработало, почему
- обогащение игры новым материалом
- придумывание вариантов игры
Технология здоровьесбережения у детей в процессе
организации игр
Организация игр осуществляется в трё х основных направлениях:
1 – подготовка к проведению КРИ
2 – проведение КРИ
3 – анализ
В процесс подготовки входит:
-отбор игры в соответствии с целями
- установление соответствия отобранной игры программным
требованиям, имеющимся знаниям детей, а если таковых нет –
обогащение детей знаниями о предметах и явлениях окружающей
жизни, необходимыми для решения игровой задачи
- разработка (в рамках единой игры) заданий или материала с
разной степенью трудности (в соответствии с возможностями
каждого ребёнка)
- введение в игру движений, для преодоления статики
- нахождение индивидуальных двигательных заданий
- определение наиболее удобного времени для проведения игр
- подбор состава игроков
- подготовка материала
Приложение:
Коррекционно-развивающая игра :
«Где мы были, что мы делали?»
(простая)
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Упражнять детей в правильном произношении звука [Р] во фразовой
речи. Согласовывать слова в предложении.
2. Закрепить умение имитировать действия и отгадывать их.
3. Развивать быстроту реакции.
Игровое правило:
Имитировать действия так, чтобы отгадывающий узнал его.
Игровые действия:
- выбор отгадчика по считалке
- имитация действий
- отгадывание действий
- отгадавший догоняет загадывающих
Примерный речевой материал:
1. Без «сложных звуков»
Играть на трубе (барабан, гармонь).
Мыть руки.
Надевать куртку.
Выкапывать картофель.
Рубить дрова топором.
2. С другими «сложными» звуками
Ставить градусник и давать лекарство.
Брать ручку и писать в тетради.
Собрать и разобрать пирамидку.
Загружать одежду в стиральную машину.
Приклеивать марку на конверт.
Считалки:
Я найду дуду, по дороге пойду.
Громко дудка дуди, мы играем, ты води!
Катится горох по кругу.
Ты води, а я не буду.
Анализ игры с позиции здоровьесбережения:
-игровой мотив
-считалки (своеобразная звукоречевая гимнастика)
-имитация действий
-бег
-дифференцированный подход:
а) в речевом плане: от простых предложений к сложным,
от слов без «сложных» звуков к словам со
«сложными» звуками, которые дети могут
произносить
б) детям, наиболее сильным, в плане развития психических процессов,
более сложные задания
Коррекционно-развивающая игра :
«Пары картинок»
(средней сложности)
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Упражнять детей в произношении звука [Р] в словах.
2. Активизировать процессы внимания, припоминания на основе
соотнесения предметов (найти взаимосвязь)
Игровые правила:
Вспомнить и назвать картинки правого ряда.
Побеждает тот, кто вспомнил картинки и правильно назвал слова.
Игровые действия:
Рассмотреть картинки (попарно). Назвать картинки правого ряда
(картинки левого ряда называет логопед). Запомнить пары картинок.
По картинкам левого ряда найти картинки правого ряда (картинки
находятся в разных местах групповой комнаты); правильно
произнести звук в слове.
Оборудование:
Картинки левого (правого) ряда
река - рак
нога - рука
небо - радуга
аквариум - рыба
самолёт - ракета
дом - рама
овощи - рынок
лес – рубанок
поле - ракетка
ключик - раковина
телефон - робот
деревья - рога
воробей – ворона
забор - ворота
трава – корова
машина-дорога
овца – баран
лодка – пароход
молния - барабан
колос – баранка
усы – таракан
дверь – Буратино
салфетка – коробка
подъёмный кран – пирамидка
грядка – помидор
лес – мухомор
дом – топор
игрушки – ковёр
шприц – комар
краски – картина
пальто – куртка
ученик – парта
конверт – марка
ручка – тетрадь
диван – кровать
печенье – торт
земля – крот
груша – виноград
дождь - трава
дым – дрова
подорожник – тропка
шланг – ведро
птица – труба
комбайн – трактор
урна – тротуар
доктор – градусник
диван – квартира
самолёт - аэродром
Анализ игрового материала:
1. Автоматизация звука [Р] идёт на специально подобранных словах,
не содержащих других труднопроизносимых звуков
2. В словах звук находится в разной позиции (начало слова, середина слова,
конец слова, стечение согласных)
3. Картинки с «разными смысловыми нагрузками» : простые и сложные связи