Чистохина Ирина
Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Ш] (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» для детей с ФФНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук, закреплять навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов, развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, учить соотносить звуки со схематичным изображением.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русской-народной сказке, умение выражать свои чувства.
Публикация «Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Ш] (по мотивам русской народной сказки „Маша и медведь“ для детей с ФФНР)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
Оборудование: Коврограф, картинки к сказке «Машенька и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?»,дидактические карточки «Шепунята», шишки со слогами, красные и зеленые карандаши, ноутбук.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Раз-два-три-четыре-пять! Вот и в сказке мы опять!
-Сегодня к нам придут герои сказки «Машенька и медведь» .Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Какой звук я выделила голосом? Звук «Ш» какой? (Всегда твердый, согласный, глухой). Будем произносить его и помнить, что при произнесении звука (Ш) губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык-«чашечка». Выходящая воздушная струя-теплая.
-Садитесь поудобнее, расскажем эту сказку вместе.
2. Основная часть.
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила –была внучка-Машенька…» ( На коврографе: избушка и Машенька.)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Упражнения:
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка»).
Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. («Трубочка»-«Улыбка»).
Взяла ложечку. («Лопаточка»).
Взяла чашечку. («Чашечка»).
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»).
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»).
А потом играла в мяч. («Катание шарика»).
«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»
( на карточке: дерево и дорожка)
-Произнеси звук «Ш» четко и длительно: столько, сколько ведешь пальчиком по дорожке.
-Что это? (Показывает шишку.)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА: СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА.
Это фыфка? Это сыска? Это шиска? Это шишка? Это фышка? Это щищка? Это шишка? Это хыхка? Это фыска? Это хышка? Это шишка?
-Правильно, это шишка. Машенька захотела собрать их в свою корзиночку, но они спрятались. Шишки могут найти Шепунята. Только надо спеть их «песенки-слоги» и прочитать, какой слог на них написан. (Дети читают слоги на мнемотаблицах, а затем находят нужный слог на шишке).
«Пошла Машенька дальше, вышла на полянку, а там ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЯГОДКИ».
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод-полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать!
-Помоги Машеньке собрать ягоды.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА»Ш» В СЛОГАХ.
Дидактическая игра «Собери ягоды».
-Прочитай слоги на всех ягодах. Ягоды со слогом «ША» еще зеленые, раскрась их зеленым карандашом. Ягоды с другими слогами спелые. Раскрась их красным карандашом.
-Долго ли, коротко шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Отгадай, кто в ней живет?
Упражнение «Доскажи словечко».
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в (мишку).
Правильно, в избушке живет медведь ( на коврографе: избушка медведя и Машенька.
Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ш» В СЛОВАХ.
Дидактическая игра «Подарки».
-Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы.
Словарь: кошка, мишка, мышка, чубурашка, клюшка, матрешка. хлопушка, неваляшка, машина
-А в это время мишка возвращается домой.
Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с елки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
На коврографе: Маша, медведи и избушка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ш» ВО ФРАЗАХ.
Дидактическая игра «Что больше?».
-Пришел мишка домой, а там- чистота и порядок. Все игрушки стоят по местам. Только не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая-меньше. Помоги мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине. Например: шкаф больше шкатулки и т. д.
Словарь: шкатулка, шкаф, кошка, лукошко, кадушка, журавль, петушок, пушка, ружье, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель. мошка,дедушка. малыш.
-Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку. Слушай чистоговорки и повторяй.
Чистоговорки:
Ошка-ошка-где моя большая ложка.
Ошку-ошку-дайте мне большую ложку.
Ошку-ошку- я держать умею ложку.
Ошкой-ошкой-буду кашу кушать ложкой.
Ошки-ошки-не капает каша с ложки.
3. Заключительная часть. Релаксация.
-Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка предложил Маше полюбоваться цветами в его саду.
(На ноутбуке изображения цветов, звучит легкая музыка. Дети любуются цветами и отдыхают.)
«Вот цветок расцвел в лесу
Но его не станем рвать,
Завтра снова в лес придем,
Любоваться им опять.»
А. Берлова
4. Итог.
Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, словах, чистоговорках?