Анастасия Бакаева
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия
для учащегося 2 класса
(Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)
Камчатский край г. Елизово 2016-2017г
Содержание
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса
(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)
представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительная записка
-Учебно-тематический план
-Календарно-тематическое планирование
Публикация «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- Конспект занятий
- Список литературы
Учебно – тематический план
Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса
Количество часов в неделю: 1
Всего: 16 часов
Учебно-тематический план
Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса
Количество часов–16 часов
№ занятия п/п Цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения
Цикл занятий по коррекции познавательной сферы
1. • Снятие эмоционального напряжения.
• Определение развития способности сравнения.
• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1час
2. • Снятие эмоционального напряжения.
• Развитие логического мышления.
• Развитие пространственного и конструктивного мышления.
• Концентрация внимания, сообразительность. 1час
3. • Снятие эмоционального и физического напряжения.
• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
• Развитие внимания 1час
4. • Снятие эмоционального напряжения.
• Развитие творческого мышления.
• Формирование способностей оперировать смыслом.
• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.
1час
5. • Развитие способностей сравнения и обобщения.
1час
6. • Развитие устойчивости внимания
• Развитие распределения и концентрации внимания
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие произвольности запоминания 1 час
7. • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.
• Ориентация в пространстве 1час
8. • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1час
Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.
№ занятия п/п
Тема занятия или цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения
1. Как видит себя ребенок в окружающем мире 1 час
2. Умею ли я слушать другого человека 1час
3. Хочу сказать приятное другому человеку 1час
4. Роли, которые играют люди 1час
5. Где мне сесть? 1час
6. • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии 1час
7. • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций 1час
8. • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям. 1час
ВСЕГО:
16 часов
Развёрнутое тематическое планирование по индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса
(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)
№ Тема Поставленные цели Упражнения
Цикл занятий по коррекции познавательной сферы
1. Занятие №1 • Снятие эмоционального напряжения.
• Определение развития способности сравнения.
• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1. Мотивация участника к проведению занятия.
2. Японская пальчиковая гимнастика
3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий.
4. Упражнение. "Анаграмма".
2. Занятие №2 • Снятие эмоционального напряжения.
• Развитие логического мышления.
• Развитие пространственного и конструктивного мышления.
• Концентрация внимания, сообразительность. 1. «Заряд бодрости»
2. Реши задачу
3. «Подбери слово по смыслу»
4. «Шестерка»
3. Занятие №3 • Снятие эмоционального и физического напряжения.
• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
• Развитие внимания 1. «Насос и мячик»
2. «Домино»
3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.
4. Упражнение «Филфорд»
5. «Веселые кружочки»
4. Занятие №4 • Снятие эмоционального напряжения.
• Развитие творческого мышления.
• Формирование способностей оперировать смыслом.
• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.
• Развитие распределения и концентрации внимания
1. «Графическая музыка».
2. Формирование способностей оперирования смыслом
3. «Прочитай по порядку».
5.
Занятие №5 • Развитие способностей сравнения и обобщения.
• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Сходство и различие предметов
2. Упражнение «Шифровальщик»
6. Занятие №6 • Развитие устойчивости внимания
• Развитие распределения и концентрации внимания
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие произвольности запоминания 1. «Кулак – ребро - ладонь».
2. «Перепутанные линии».
3. «Прочитай по порядку».
4. Упражнение "Анаграмма".
7. Занятие №7 • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.
• Ориентация в пространстве
• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Игра называется «Поиск информации».
2. Упражнение «Графический диктант.
3. Упражнение «Шифровальщик»
8. Занятие №8 • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1. Диагностика
Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.
1. Как видит себя ребенок в окружающем мире • Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
2. Умею ли я слушать другого человека • Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.
3. Хочу сказать приятное другому человеку • Формирование эмпатических реакций ребенка.
4. Роли, которые играют люди • Формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
5. Где мне сесть? • Сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.
6.
Занятие №6 • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии
7. Занятие №7 • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций
8.
Занятие №8 • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Занятия могут чередовать т. е, один день берём занятия их познавательной сферы, другой день занятия по эмоционально-волевой сфере.
Программа по коррекции познавательной сферы.
Программа рассчитана на 8 занятий. Цель программы – активизация мыслительной деятельности ребёнка. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.
Занятие 1.
Цель:
• Снятие эмоционального напряжения.
• Определение развития способности сравнения.
• Развитие внимания.
Порядок проведения:
1. Мотивация участника к проведению занятия.
2. Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).
Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».
3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 минут) :
Утро – вечер Ворона – воробей
Корова – лошадь Волк – луна
Летчик – танкист Молоко – вода
Лыжи – коньки Ветер – соль
Трамвай – автобус Золото – серебро
Озеро – река Сани – телега
Река – птица Очки – деньги
Дождь – снег Воробей – курица
Поезд – самолет Кошка – яблоко
Ось – оса Вечер – утро
Обман – ошибка Дуб – береза
Стакан – петух Голод – жажда
Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня
Ботинок – карандаш Корзина – сова
Яблоко – вишня Картина – портрет
4. Упражнение. "Анаграмма".
В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т. е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.
Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.
"Составь слова из следующих букв (3) :
1) а) к, о, с
2) б) у, д, б
3) в) м, р, и
4) г) т, о, р
5) д) ы, с, р
6) е) д, м, ы
Психологическая коррекция
нарушений эмоционально–волевой сферы детей.
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К. С. Лебединская).
ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.
Структура коррекционной программы включает в себя:
1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребёнка;
2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний ребёнка;
3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребёнка;
4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 30 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.
Порядок проведения. Ребёнку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится.
Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С учащимся договариваются, что при общении с вами он будет вести себя как его герой.
В заключительной части учащемуся предлагается объяснить, что именно привлекло его в манере общения того или иного сказочного персонажа.
Список используемой литературы.
1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
2. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
3. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В.)Москва «Генезис» 2007 г.
4. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.
5. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.
6. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г
7. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
8. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
9. Истратова О. Н. Эксакуто Т. В. Справочник психолога начальной школы.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. 2007 г.
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
12. Самоукина Н. В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
13. Ундзенкова А. В. Колтыгина Л. С. Графемика. Ек-бург Литур. 2006 г.