Балганум Сейткалиева
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Лексическое значение слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лексическое значение слова».
Цель: развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Задачи:
К – способствовать обогащению словарного запаса.
Р – развивать речевые умения.
В – воспитывать умение внимательно слушать.
Оборудование: кроссворды, словарь.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Настрой на занятие.
2. Сообщение темы занятия.
Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Темочки:
Ты должен слово нужное найти,
А не троюродного брата.
А. Гитович.
- Как вы понимаете эти слова?
- Отгадав кроссворд, мы узнаем очень важное слово, которое будет ключевым сегодня на занятии. Отгадывание кроссворда. (Приложение).
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, ,действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. (слово)
2. Общая часть родственных слов. (корень)
3. Часть слова, служащая для связи слов в предложении (окончание).
4. Часть слова без окончания. (основа).
5. Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.
(суффикс).
6. Часть слова, стоящая впереди корня и служащая для образования новых слов. (приставка)
7. Словарный состав русского языка. (лексика).
- Мы отгадали понятия, относящиеся к слову. Это «строительный материал» слова.
Ключевое слово – лексика.
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. Что же такое лексика?
Лексика (от греческого слова – относящийся к слову)
Лексика – это не груда разрозненных слов : среди них выделяются однозначные и многозначные, синонимы, антонимы, омонимы, исконно русские и заимствованные слова.
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией.
- А сколько же слов в русском языке?
По предположениюученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан. Писатели, мастера слова, заставляют работать большее количество слов, чем мы.
Например, А. С. Пушкин использовал более 21 тысячи слов, в языке М. Горького около 30 тысяч слов. А словарный запас шестилетнего ребенка составляет примерно 3000 слов.
- Что значит узнать лексическое значение слова? (определить его смысловое значение).
- Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет? (на помощь нам приходят толковые словари, в которых определено значение слова).
- Толковые словари составляли С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, толковые словари русского языка. М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская – составили школьные толковые словари русского языка.
- Словари бывают большие и маленькие. Самый большой словарь русского языка, изданный Академией наук, состоит из 17 томов, в нем дается толкование 120480 слов. Есть словари в 4 томах, как словарь В. И. Даля. Большая часть словарей издается в одном томе, например словарь С. И. Ожегова, в котором собрано 80 тысяч слов. А есть школьные толковые словари. Они легкие, удобные, их можно носить собой, чтобы заглянуть в них в любой момент.
- Как найти слово в словаре?
В словарях огромное количество слов. Как отыскать нужное? Надежный путеводитель по словарю – это алфавит. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.
4. Самостоятельная деятельность. Практическая работа по определению лексического значения слов.
Задание 1. Найти значение слов по словарю : байдарка, вахтер, репутации.
Задание 2.
А) после оттепели снова ударил мороз, а на снегу образовалась ледяная корка. (наст)
Б) Занимающий очень много места, слишком большой. (громоздкий)
В) Полный телом,крупного сложения. (Тучный)
Г) Человек одного возраста с кем-нибудь. (ровесник).
Д) Легко перелетать с одного места на другое. (порхать).
Подведение итогов.
- На какую тему было занятие?
- Что такое лексика?
- Как пользоваться словарями?