Даниленко Ольга Евгеньевна
План-конспект коррекционно-развивающего занятия «Изучаем эмоции. Добрый-злой медведь» по мотивам сказки «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.
План-конспект
Тема: «Изучаем эмоции. Добрый-злой медведь»(по мотивам сказки «Три медведя»)
Публикация «План-конспект коррекционно-развивающего занятия „Изучаем эмоции, Добрый-злой медведь“ по мотивам сказки „Три медведя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Цель: Коррекция психо-эмоционального состояния (идентификация эмоции «гнев», через активизацию познавательной деятельности. Формирование правильной «Я-концепции» личности ребенка.
Задачи:
• Формирование умения узнавать гнев по невербальным проявлениям
• Учиться находить аналогичные переживания в своём опыте
• Регулирование выражения гнева
• Снятие психоэмоционального напряжения
• Учиться видеть цветовые вариации и соотносить их с эмоциями
• Развитие творческих способностей.
• Развитие воображения, моторики, мышления
Форма проведения: групповая
Целевая аудитория:
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Подготовительная группа
Структура занятия
1. «Ритуал входа»-Приветствие. (Коллективное упражнение)
2. Беседа (Вспоминаем сказку «Три медведя»)
3. Динамическое повторение (Разминка)
4. Практическая часть-закрепление. Рисование по технологии правополушарного рисования «Добрый-злой медведь»
5. Интеграция (обсуждение и анализ рисунков)
6. Ролевая игра «Три медведя».(закрепление, резюмирование)
7. Рефлексия и прощание.
1. «Ритуал входа» - Приветствие «О хорошем расскажи»
Педагог-психолог приветствует детей. Дети берутся за руки, образуют круг
(педагог-психолог встает вместе с ними). После того как все поздоровались, педагог-психолог предлагает детям рассказать о самом хорошем событии, которое произошло в его жизни за тот период времени, что они не виделись с прошлого занятия (важно чтобы ребёнок выбрал именно одно событие, которое для него было наиболее значимо в этот период). Каждый ребёнок, включая и самого педагога-психолога, в порядке очереди делятся своими эмоциями. После того как все участники группы высказались, они проходят к столу и садятся на стулья перед педагогом.
*Данное упражнение помогает детям настроиться на положительный лад, улучшить атмосферу в группе, снять напряжение/зажимы.
2. Беседа «Вспоминаем сказку. Три медведя».
Педагог-психолог показывает детям иллюстрации из книги к сказке «Три медведя». В ходе показа психолог помогает детям вспомнить сюжет сказки и её героев. Совместно с детьми идёт обсуждение эмоциональных состояний героев сказки в различных эпизодах. Психолог задаёт детям вопросы по эмоциональному состоянию героев, их настроению: какую эмоцию они испытывают? почему именно такую? что стало причиной того или иного эмоционального состояния героев сказки? как дети это поняли (мимика, жесты, интонация и т. д.? На доске психолог фиксирует ответы детей, записывая героя и его эмоцию. После того, как дети вспомнили сказку, педагог концентрирует внимание на эмоциональном состоянии медведей (папы, тк задача занятия проработать эмоцию «гнев»
*Для данного упражнения можно использовать иллюстрации из сказки, кукол (героев, магниты по мотивам сказки, которые закрепляются на магнитной доске для наглядности.
3. Динамическое повторение. Разминка «Сердитые медведи».
Психолог предлагает детям встать и побыть в роли «сердитых медведей» из сказки. На вдохе надо изобразить «сердитых медведей» (нахмурить брови, оскалить зубы, напрячь мышцы лица, сжать кулаки, а на время длинного выдоха изобразить «довольных и добрых медведей» (расправить/расслабить мышцы лица, улыбнуться, расправить/расслабить руки). Повторить 3 раза.
После этого психолог просит детей по очереди сердито сказать одну фразу медведей «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»: за папу медведя, медведицу и маленького мишутку. Затем дети пробуют двигаться как медведи.
*Данное упражнение помогает детям закрепить вербальные и невербальные проявления эмоции «гнев», научиться идентифицировать данное эмоциональное состояние по мимике, почувствовать разный уровень интенсивности проявления гнева, снять мышечное напряжение, настроиться на следующий практический этап занятия.
4. Практическая часть-закрепление. Рисование по технологии правополушарного рисования «Добрый-злой медведь».
Материал: акварельная бумага (А4 или А5) по 2 листа на одного ребёнка, губки для мытья посуды или широкие средние малярные кисти, кисти синтетика среднего размера, кисти щетина среднего размера, тонкие кисти №1-2 для прорисовки, гуашь, емкости с водой, салфетки/тряпочки, фартуки.
Психолог предлагает детям изобразить на листе героя сказки папу медведя (Михаила Ивановича) в двух эмоциональных состояниях, когда он был в гневе и когда стал добрым. Но перед тем как приступить к рисованию дети называют те цвета, которые у них ассоциируются с эмоцией "гнев», именно эти (2-3) дети и берут себе для фона «злого медведя», аналогично обсуждают и выбирают цвета для фона «доброго» медведя.
*Данный момент помогает детям определить цветовую вариацию и «окраску» эмоции.
Далее дети поэтапно повторяют за психологом рисование по технологии правополушарного рисования.
Структура рисования
1. Создаем фон (2 фона «злой и добрый»)
-Грунтуем белилами первый лист широкой кистью или губкой
-Пока не высохли белила, средней кистью наносим методом примакивания выбранные «злые цвета» по порядку спускаясь вниз листа
- При помощи губки или широкой кисти смешиваем краски от одного края к другому, проводя губкой покраскам. Даем высохнуть. Аналогично делаем «добрый» фон.
2. Рисуем медведя цветом без проработки (коричневые оттенки). Само дето более светлый тон, тень более темный.
- чуть выше центра листа рисуем круг-голова
-ниже овал-тело
-рисуем небольшие овалы-лапы (у «злого медведя» лапы подняты вверх, у «доброго» опущены вниз)
-рисуем уши
Таким образом рисуем двух медведей (дети повторяют за психологом)
- Используя белила рисуем глаза у медведей при помощи пальца (делаем два отпечатка пальца на месте где будут глаза)
3. Рисуем окружающую среду.
Предварительно обсудив с детьми что больше подходит по эмоциям «злому медведю»: колючки, чертоплох, сухие деревья и тд, и что подходит «доброму»: трава, цветы, красивые деревья (в нашем занятии для «злого» мы выбрали колючки, а для «доброго» цветочную поляну).
Дети рисуют за психологом.
4. Прорисовка эмоций.
Для того чтобы медведь получился «злой», психолог предлагает детям снова побыть «сердитыми медведями», нахмурить брови и посмотреть друг на друга, чтобы дети увидели мимику «гнева». После этого психолог вместе с детьми рисует «хмурые» брови, нос и «злой» рот.
Для того чтобы получить медведя «доброго» дети расслабляются и улыбаются друг другу, говорят что-то хорошее, после чего, видя мимику «доброго» медведя, психолог вместе с детьми рисуют морду «доброго» медведя.
5. Прорисовка мелких деталей.
Дети, повторяя за психологом прорисовывают мелкие детали для завершенности картин.
5. Интеграция. Обсуждение и анализ рисунков.
Дети демонстрируют полученные картины. Сначала психолог просит детей взять в руки «злого медведя». Глядя на рисунки «злого» медведя, дети рассказывают о том, что они чувствуют глядя на эту картину, какие эмоции они испытывают. После того, как дети высказали своё мнение, психолог задает детям вопросы: «Почему папа медведь был разгневан, Нравится ли вам поведение Маши в этой сказке? Кого напоминает вам папа медведь, а кого Маша в этой сказке? Имеет ли право пап медведь гневаться или он не прав? Как бы вы посоветовали повести себя Маше в этой ситуации? Как можно изменить настроение сердитого медведя?
После обсуждения «злого» медведя, психолог просит взять в руки и показать рисунок с «добрым» медведем. Глядя на рисунок, дети аналогично делятся своими чувствами и ощущениями глядя на «доброго» медведя. Совместно с психологом проводят сравнительный анализ двух эмоций, изображенных на рисунках.
*Благодаря наводящим вопросам психолога дети проводят анализ поведения героев сказки, находят аналогичные переживания в своё опыте, на примере поведения папы медведя и Маши начинают лучше понимать чувства своих близких, родителей, друзей, проводят анализ собственного поведения и его результатов. Делают для себя определенные выводы, которыми могут при желании поделиться во время обратной связи.
Данное упражнение даем детям возможность наглядно увидеть разницу двух эмоциональных состояний, идентифицировать эмоцию «гнев» в мимике, цвете, ощущениях, понять причины происхождения этого чувства в определенной ситуации и получить варианты работы со злостью в целях снижения её уровня как у самих себя, так и у близких.
6. Ролевая игра «Три медведя». Закрепление и резюмирование.
После осуждения рисунков, психолог предлагает детям размяться и сыграть эпизод из сказки по ролям, но при этом самим изменить конец сказки так, чтобы все герои остались довольны. Каким образом это сделать в конце дети должны понять после обсуждения рисунков. Распределяются роли. (часть детей становится медведями, часть девочками (мальчиками) в зависимости от количества детей.
Психолог под музыку (спокойная музыка без слов) рассказывает эпизод когда медведи вернулись домой и увидели что-то был у них дома, и направляет действия детей. Помогает наиболее чётко и ярко в интонациях и действиях выразить гнев медведей и эмоции девочки (мальчика) из сказки.
Когда сказка проиграна до конца и Маша с подружками (если играют девочки) должны по сюжету сказки убежать, психолог просит закончить сказку без побега, а подумать какой должен быть концу нашей сказки. Дети быстро понимают какой конец у сказки должен быть чтоб «злой» медведь стал добрым.
Дети просят прощения у медведей за своё поведение, помогают убрать в доме и починить стул и остаются друзьями.
7. Рефлексия Прощание.
Дети берут свои рисунки и садятся в круг на ковре, делятся своими впечатлениями от занятия. Что понравилось, а что нет. Вместе с психологом подводят итог занятия, фиксируют выводы. Затем закрывают глаза на минутку, делают глубокий вдох и выдох, берутся за руки, улыбаются друг другу и прощаются.
Рисунки дети забирают с собой.